Мотивация изучения иностранных языков различна: кто-то желает научиться читать иностранную литературу в оригинале, кто-то писать письма иностранным друзьям и партнерам, но основная масса хочет уметь изъясняться в обыкновенных жизненных ситуациях: понять и быть понятым. И одна из ведущих целей обучения английскому языку как иностранному – чисто практическая, обеспечивающая должный уровень коммуникативных умений и навыков. Для того чтобы наш ученик мог уверенно чувствовать себя в реальной жизненной ситуации, он и на уроке должен быть поставлен в такие условия, когда с помощью языка может решить свои проблемы.
Находясь вне среды изучаемого языка, учителю приходится моделировать иноязычное общение в условиях урока. Задача учителя – создать такую атмосферу на уроке, чтобы ученики не боялись высказывать свои суждения на иностранном языке, а также давать такие задания, которые ставили бы детей перед необходимостью говорить на уроке. Мотивационную готовность к речевым действиям вызывают у ребят различные формы драматизации, ролевые игры, иными словами, диалоги и их разновидность – полилоги. Интересные, удачно подобранные роли оказывают побуждающие к общению действия. А сейчас несколько слов об особенностях диалогической речи. В методике принято различать стандартные и свободные диалоги. Стандартные обслуживают типовые ситуации, предполагают четкую закрепленность ролей, использование клише.Например, 3-й класс, тема «Food», типичная реплика для всех диалогов:- Would you like some …?- Help yourself.5-й класс, тема «Nice to meet you»:- Nice to meet you.- Nice to meet you too.Выражения для таких диалогов лучше учить наизусть.Что касается свободных диалогов, то это может быть интервью, расспрос, беседа и т. д. Естественно, в центре обучения диалог, беседа, которая позволяет собеседникам в равной мере произносить как стимулирующие, так и реагирующие реплики.При обучении диалогической речи возможны два пути: путь от целого диалога – образца или путь от диалогического единства, пары реплик, принадлежащих собеседникам и образующих органичное целое.Учебники для среднего и старшего звена отдают приоритет первому пути, основные этапы которого я попытаюсь обозначить:1) восприятие на слух, а затем с помощью графической опоры готового диалога с целью общего понимания его смысла, выявления действующих лиц и их позиций;2) анализ диалога (выделение речевых клише, эллиптических предложений, эмоционально-модальных реплик, обращений);3) воспроизведение диалога по ролям;4) драматизация.Хотелось бы остановиться на четвертом этапе – драматизации. Ее начальный этап, или актуализация, состоит в том, что учащиеся разыгрывают по ролям изучаемый текст.На следующем этапе – модификации диалога – можно предложить учащимся для разыгрывания ситуации, близкие к содержанию текста. В данном случае я рассматриваю ситуацию как «совокупность условий, речевых и неречевых, необходимых и достаточных для того, чтобы осуществить речевое действие», либо учащиеся полностью отклоняются от содержания текста, опираясь тем не менее на его активную лексику. Здесь можно дать дополнительную информацию по теме, поработать над ней, с тем чтобы впоследствии использовать ее при модификации диалогов, т. е. составлении нового диалога по теме на базе старого. Лично я предпочитаю проводить этот последний этап в виде ролевой игры, где все учащиеся получают роли. Так как ролевое общение реализуется в форме игровой деятельности, создается непринужденная обстановка, исчезает психологический барьер, снимается эмоциональная напряженность. Принятые роли позволяют устранять такие факторы, как стеснение, страх, скованность, тревожность.Большинство учащихся, особенно младшие школьники, легко вступают в общение, радуются любым ролям, охотно выступают в качестве партнеров учителя. Учащиеся 7-9-х классов уже труднее вовлекаются в общение, они требуют более бережного подхода при распределении заданий, ролей, партнеров. Важная учебная задача на этом этапе – научить ситуативно-обусловленному общению. На старшем этапе (10-11-е классы) на первый план выдвигается реально мотивированное общение, отражающее устойчивые интересы, сформировавшиеся потребности. Хорошо использовать ситуации, моделирующие всякого рода конференции, пресс-конференции, международные симпозиумы, форумы и т. п. Интерес старшеклассников к проблемам современности позволяет организовать общение в связи с предложенными дискуссионными вопросами и не требует опоры на воображаемые ситуации.Ролевая игра имеет ряд преимуществ перед другими видами деятельности на уроке: 1) она создает модель общения; 2) в ней переплетаются речевое и неречевое поведение; 3) создаются комфортные условия для обучающихся; 4) возникает мотивация для общения; 5) она учит партнерству и сотрудничеству; 6) принимая роль, ученик становится более раскованным, свободнее себя чувствует и лучше говорит; 7) общение проходит в творческой, доброжелательной атмосфере.Чтобы менее подготовленные учащиеся не чувствовали дискомфорта, не боялись высказываться, я использую дифференцированный подход: слабые получают менее многословные роли, а в случае подготовленной речи (заучивания диалога наизусть) более способные ребята не только произносят свои реплики, но и направляют ход диалога, помогают другим сориентироваться в ситуации. Например, диалог на тему «Reading. Why not?»:- I know that at home you have a great library, don’t you? – Yes, at home we have a great library. Его развитие:- Do you like reading?- Oh, sure.- What kind of books do you find most interesting to read?- I love reading books about teenagers. Besides, I am fond of fiction.- What are your favourite authors?- I like books by Jacky Kay, Ann Pilling and others.- Where do you get books to read?- At home we have a great library.- But do you borrow books from public libraries?- Sometimes I do.- Do you read books in English?- I’d like to, but I don’t know English very well yet.- Oh, what is your favourite book?- «Two’s Company» by Kay.- Why?- A big thrill! I find it interesting in every way: the story line, the characters and the author’s style.- I see.Здесь, как вы можете убедиться, развиваются и навыки работы в паре, и взаимовыручка, что тоже является важной составляющей процесса обучения в школе. Модификация диалога может также производиться на основе опор. Функциональные опоры дают прекрасную возможность вызывать определенный материал в речи обучающихся. Они представляют собой названия речевых задач, расположенных в необходимой (предположительной, конечно) для высказывания последовательности. Это делается для каждого из речевых партнеров:а) оба партнера получают одну задачу: «Обсудите план осмотра города»;б) задачи партнеров дифференцированы;в) детерминирована тактика лишь одного партнера, другой находит ее самостоятельно;г) тактика задана не жестко, как в примерах выше, а намечены лишь отдельные вехи;д) говорящие сами выбирают себе стратегию;е) второй партнер не знаком с тактикой первого (и наоборот).Когда функциональные опоры применяются впервые, провожу следующую работу:а) читаем диалог;б) выясняем путем вопросов, какую функцию выполняет каждая реплика;в) составляем по функциям модель диалога;г) воспроизводим по модели диалог;д) изменяю ситуацию и показываю, как изменится тактика говорящих;е) пытаемся высказаться по измененной модели.Такой комплекс упражнений провожу несколько раз, чтобы ученики поняли суть того, чему необходимо научиться.Второй путь от диалогического единства к целому диалогу типичен для младшего звена, включая 5-6-е классы, предполагает выполнение различных заданий. К примеру, в учебнике 5-6-х классов даны упражнения на восстановление одной из реплик:- Sorry, granny.- … или- Tea, madam?- …составление диалогов на основе цепочки вопросов (2-й класс):- Who are you?- What’s your name?- How old are you?- What’s your telephone number?- …?составление диалогов, логически связывая несколько предложенных вопросов-ответов (9-й класс, Unit 2, «Music»):a) – What sort of music do you like?- My favourite music is / I enjoy / I adore / My joy is … pop music rock folk …b) – How can … music influence you?- … appeals to … … transforms … … inspires …и т. д.Хочу обратить особое внимание на то, что, перед тем как приступить к работе над диалогами, учащиеся проделывают большую предварительную работу со словами, тренировочными упражнениями, заучиванием готовых речевых структур, языковых штампов, и т. д. Это делается для того, чтобы учитель мог убедиться, что ученик понимает, о чем идет речь. Думаю, вам не раз приходилось сталкиваться с ситуациями, когда собеседники находятся в полной зависимости друг от друга, абсолютно теряются, если один из них забудет свою реплику или поменяет последовательность реплик (если диалог заучивался наизусть).Что касается ошибок, то их лучше фиксировать, а исправлять следует лишь очень грубые. В конце ответа ученику дается фраза или слово с ошибками для перевода. Замечу, что очень часто ребята сами исправляют свои ошибки. Лично я их не засчитываю, так как считаю, что они рождены не незнанием, а стрессовой ситуацией, отсутствием навыка говорения. К тому же если прерывать речь ребенка из-за каждой ошибки, а их бывает немало, это грозит не только тем, что он окончательно запутается в своей роли (репликах), но и в будущем станет бояться показать свое «невежество», отказываться от участия в игре или диалоге.В заключение скажу, что необходимо создать такую обстановку, чтобы учащиеся не боялись ошибаться, ведь боязнь контроля за ошибками сковывает их. И последнее, думаю, все со мной согласятся, что не стоит перегибать палку, пытаясь исчерпать тему. Чем больше материала, тем больше ошибок и трудностей, а простой школьник – это не студент лингвистического вуза, которого подстегивают трудности, детей они только угнетают и способствуют потере интереса к языку.Приложение 1Составление диалога на основе предложенного с использованием нижеперечисленной лексики.2-й класс:An operator ofemergency service: Hello!A little elephant: Hello!Operator: Who are you?A little elephant: I am a little elephant.Operator: What is your name?A little elephant: My name is Philip.Operator: How old are you?A little elephant: I’m one.Operator: Where do you live?A little elephant: I … I … I live in the zoo.Operator: OK. Don’t cry. We сап help you.* * *monkey, fox, bear, … .Dan, Martin, Billy, … .three, four, two, … .on the farm, in the house, … .Приложение 2Найдите в диалоге следующие слова и словосочетания: я хотел бы задать, ваш псевдоним, уже завоевали мир, сплетни, часть профессии, музыканты, музыкальный слух, обычная работа, обожаю, исполнять, зависит от настроения, приз, публика, из провинции, пишите (музыку) сами, играть на пианино, музыкальная школа, любимый композитор, певец, я люблю, я должна идти в студию, новый альбом, экземпляр, большое удовольствие, талантливая девушка.К уроку «Who is on the top of the pops?», 9-й класс:- Hello! I’m James Martin from «The US Music», I’d like to ask you some questions. – Yes, please.- Thank you. Britney Spears is your nickname, isn’t it?- Many people think so. But Britney Jean Spears is my real name.- Sorry. You are so young and have already conquered the world, that’s why there are a lot of gossips around you. By the way, what’s your attitude towards them?- It’s a part of my profession.- Oh, yeah. When did you start singing?- I have been singing since I was a little girl. – Are your parents musicians?- No, though my mum has an ear for music.- Let’s speak about … work … . Is singing a joy or an ordinary work for you? – Both. It’s a very hard work but I adore my profession.- What kind of songs do you like to perform?- It depends on my mood.- Do you have any musical awards?- Many. The last one was GRAMMY and the most important is your love.- What public do you like?- I don’t know. I love people – young and old, from big cities and from the country.- Do you compose songs yourself?- Sometimes I do.- So you play the piano, don’t you?- Yes, I finished a musical school.- Who is your favourite composer?- Bach and Mozart.- Who is your favourite singer?- I’m fond of Madonna, Whitney Houston. I also like «Backstreet Boys».- What’s your hobby?- I enjoy going to the cinema and shopping.- What’s your favourite sport?- Tennis and swimming. …I’m very sorry but I have to go to the studio. My new album is almost ready. I’ll send you a copy.- Thank you. It was a great pleasure to chat with such a beautiful and talented girl. Goodbye.- Bye.Приложение 3Ответьте на вопросы.К уроку «Health», 8-й класс: SMOKING: PROS AND CONS.- Why do you smoke? It’s so dangerous. It causes cough, pneumonia and many other diseases including cancer.- I have no problems with my health though I’m smoking. I like smoking. It helps me to relax.- But you are a young man. Tell me what girl will like you if your teeth are yellow because of smoking, your skin is unhealthy, hair and clothes smell.- But I have been smoking since I was 12. All my friends are smokers. I don’t want to be the odd one out.- Think about your family. It affects everybody around you. They have to breath the harmful smoke of your cigarette. – I know it. You’ll think I’m an egoist but I only live once. So why not enjoy myself?- They also live once and your make their lives shorter smoking and giving a bad example.1. What diseases does smoking cause?2. Why do people smoke?3. How does smoking effect people’s appearance?4. Is smoking dangerous only for the one who smokes?Приложение 4 Восстановите диалог.К уроку «Do you understand the instructions?», 8-й класс:People often ask for focused explanations. How do they do it? Complete the dialogues.- Take 2 tablets with water. Maximum 4 doses a day.- ___________about water but ___________ about the doses?- You shouldn’t take more than 4 doses (8 tablets) in a 24-hour period.- Brown the onion in a saucepan.- __________I should cook the onion till it is brown?- Yes, that’s right. Then mix the eggs with the seasoning.- I understand about the eggs but __________ .- I mean you mix the eggs with herbs. Then you mix all the ingredients together and heat through.- ____________I cook it till it is ready? Right? – Yes, you are right.Приложение 5 Стандартные диалоги.К уроку «Знакомство», 2-й класс:A: Hi, how are you?В: Fine, how are you?К уроку «Магазин», 3-й класс:Jim: Give me …, please.Jill: Here you are.Jim: Thank you.Jill: You are welcome.Приложение 6 Функциональные опоры и ситуативные карточки для составления диалогов.К уроку «How about watching a good film?», 7-й класс:- Shall we …? – Certainly.- Do you think it would be an idea to …? – Why not?- We could … . – (Yes,) of course.- You could… . – No problem.- We might (as well) … . – (No/Yes,) I don’t mind.- (And) what about …ing? – OK./Yeah./Sure.- How about …ing …? – (Yes,) I’d be happy to … .- Why don’t we …? – Yes, we’ll do it (if you like).К уроку «What did you feel about …?» , 11-й класс:P 1: You ask your friend about his/her feelings about «Species».P 2: Express your dislikes.P 1: Say that you liked the film. Ask your friend about his/her impressions of N.Henstridge play.P 2: Express your likes.P 1: Your didn’t like the «Titanic». Ask your mother about her impressions about the film.P 2: Express your likes. Explain why.P 1: Invite your friend to see «An American Pie». Express your likes.P 2: Refuse the invitation. Explain you’ve seen it and didn’t like the film.Two critics discuss the film «Romeo and Juliet». They both liked it.К уроку «Traditions and Celebrations», 8-й класс:- Are you doing anything on …?- I’m not sure. Why? – We are having a party on …(invite)- (refuse) I’m going to … .- That’s a pity.- Yes, it is. But thanks for asking me anyway. К уроку «Do you always understand English-speaking people?», 8-й класс:Р1: Спроси, идет ли этот автобус до банка.Р2: Ответь, что лучше сесть на автобус Т-4.Р1: Переспроси, на какой автобус лучше сесть.Р1: Спроси, где находится школа друга.Р2: Ответь, что школа находится в двух кварталах отсюда, около банка.Р1: Попроси повторить помедленнее.Р1: Спроси туриста, нужен ли ему билет в один конец или же туда и обратно.Р2: Спроси, что означает «return ticket». К уроку «Знакомство», 2-й класс:Р1, 2: Поздоровайтесь. Р1: Спросите, как зовут собеседника.Р2: Назовите свое имя.Р1: Узнайте, сколько ему лет.Р2: Назовите свой возраст. Р1: Спросите, умеет ли он плавать.Р2: …Р1, 2: Попрощайтесь.Елена ГОРАНЬКО, учитель английского языка средней школы №9 города Вилючинска Камчатского края, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2012»
Комментарии