Насколько российские учителя и родители сегодня готовы к инклюзивному образованию? Этот очень важный вопрос сегодняшнего дня поднят в «Учительская газете» (см. №42 от 16 октября 2018 г.).
Институт проблем инклюзивного образования с 2010 года проводит исследования готовности учителей к инклюзивному образованию. Прежде чем говорить о готовности учителей к инклюзии, необходимо подчеркнуть, что инклюзивное образование требует системных изменений, и они затрагивают не только учителей, детей и родителей, но и уровень организации, управления образованием.Важно точно определить, что под инклюзивным образованием мы понимаем не размещение ребенка с особыми потребностями в классе, где 30 человек детей (это как раз и вызывает сопротивление у учителей). Инклюзивное образование – это переключение внимания школы на ребенка, любого ребенка, поскольку у каждого ребенка есть свои особенности, интересы, таланты. Но традиционно школа и учителя работают в другой дидактике. Самый частый вопрос учителей: «Если у меня в классе есть ребенок с особенностями, то я все внимание уделяю ему, а что мне с остальной массой делать?» Вот здесь и кроется причина неготовности к инклюзии – учителя обучены и учат в условиях, направленных на обучение в массе. Это значит, что из детей класса надо сформировать массу и управлять ею как массой, как иначе справиться с 30 разными детьми? Требуются общий темп, ритм, дисциплина, спокойное выжидание ребенком 45‑минутного урока. Однако именно в такие условия «не включаются» дети с особыми потребностями, и в принципе выключается из образования любой современный ребенок. Таким образом, инклюзия требует других образовательных условий, другой дидактики, направленной на внимание к индивидуальности ребенка, который получает образование в группе со сверстниками. И это те условия, которые заявлены во ФГОС общего образования, но с трудом реализуются на практике.Цели во ФГОС поставлены, сейчас этап формирования образовательной практики с новым подходом к детям и новой дидактикой. Надо учиться определять особые образовательные потребности детей, формулировать задачи, направленные на развитие определенных компетенций, подбирать индивидуальные и групповые задания и формы активности детей, направленные на решение этих задач.В рамках проекта Департамента образования города Москвы «Университетские среды для учителей» в октябре-декабре 2018 года Институт проблем инклюзивного образования МГППУ проводит цикл образовательно-просветительских мероприятий «Шаг в инклюзию – формирование профессиональных компетенций у педагогов и специалистов московских образовательных организаций в сфере инклюзивного образования».
Елена САМСОНОВА, руководитель Научно-методического центра Института проблем инклюзивного образования МГППУ
Комментарии