«Сбросим классику с парохода современности»
На протяжении последних лет периодически возникают разговоры о том, что «неинтеллектуальные» предметы — музыку, изобразительное искусство, физическую культуру и труд — необходимо вывести во вторую половину дня. Заговорили об этом снова. Недавно премьер-министр РФ поручил Минобрнауки и Минздравсоцразвития рассмотреть возможности вынесения за рамки учебного плана таких предметов, как физкультура, труд, музыка, рисование, которые не требуют большой умственной нагрузки («Известия» от 16.11.2009, «Комсомольская правда» от 30.11.2009, «Аргументы и факты» от 16.11.2009 и т. д.). Похоже, что уже закончили вбрасывать пробные шары и решили: с этими предметами, за исключением физкультуры, можно не церемониться. Да и зачем они нужны? Я почти 30 лет преподаю музыку в общеобразовательной школе. И вот наконец узнал, что мой предмет «неинтеллектуальный». А я-то, наивный, защищал диссертацию по развитию музыкального мышления учащихся на уроках музыки и надеялся, что все-таки развиваю интеллект у моих воспитанников.
Почему же самое долгое образование в мире — музыкальное: музыкальная школа — до 7 лет, музыкальное училище — 4 года, вуз — 5 лет и, возможно, аспирантура 3-4 года? Может, потому, что не требует большой умственной нагрузки?А может, действительно, пусть изучают великую русскую классическую музыку за границей, а мы будем ездить туда и удивляться, увидев на афишах зарубежных оперных театров и концертных залов фамилии наших композиторов и исполнителей. Конечно, цивилизованный мир для нас не указ. У нас ведь до сих пор самая читающая страна и самое лучшее образование в мире. С такими нововведениями будет еще лучше! Правда, я не знаю примера цивилизованной страны, в которой музыку бы делали необязательным предметом. Там ее не менее 2 уроков в неделю (по-моему, это минимальное время, в которое можно хоть как-то организовать изучение предмета). Если бы я своими глазами не видел великолепные духовые оркестры, которые есть почти в каждой американской общеобразовательной школе, и не слышал, как их дети на уроках поют в несколько голосов, то до сих пор считал бы, что у нас лучшее массовое музыкальное образование. Но увы… После XIX века Россия перестала быть самой поющей страной в мире. Духовых оркестров, а тем более симфонических, в наших школах уже нет…В этом году самую известную музыкальную премию в мире — «Грэмми» получили два русских музыканта — пианист Евгений Кисин и пианист и дирижер Владимир Ашкенази, которые, естественно, выучились в России. Но живут и выступают они практически только на Западе! Сиднейский оперный театр — чудо архитектуры — открывался оперой «Война и мир». Интересно, сколько долей процента населения России знают фамилию композитора? «Карнеги-холл» открывал сам П.И.Чайковский! А в России у него не было своего дома. Кстати, уверен, что в нашей стране больше людей знают, где родился Моцарт, чем где родился Чайковский.Вынесение уроков музыки во вторую половину дня неизбежно приведет к их необязательности, факультативности. А ведь классическая музыка — гордость России. Это то, чем мы можем гордиться, чем восхищаются во всем мире! Как же можно сделать изучение русской классической музыки необязательным и считать это неумным и разгрузочным? Если бы меня спросили о национальной идее России, то я бы предложил развивать то лучшее, что у нас уже есть: классическую музыку, настоящую литературу, изобразительное искусство, театр, кино. И конечно же, образование. Но Образ-ование! Искусство как раз и мыслит образами, хотя сейчас оно в школе, да и в обществе в целом, на положении Золушки. Но если дать ему возможность раскрыться, то оно сможет превратить наших учеников в настоящих культурных, воспитанных представителей XXI века, ответственных за себя, своих детей, будущее России!Артур ЗАРУБА, учитель музыки негосударственного образовательного учреждения «Ломоносовская школа» г. Москвы, кандидат педагогических наук, абсолютный победитель конкурса «Учитель года России-1992»
Комментарии