С нового учебного года образование Московской области переходит на новую отраслевую систему оплаты труда. Главная задача нововведения – стимулирование результативности и качества работы учителя.
Важнейшим направлением работы по развитию системы оценки качества образования в Московской области стало совершенствование процедуры аттестации педагогов. Отсутствие на федеральном уровне нормативной базы, регулирующей вариативные формы и процедуры проведения аттестации, дает возможность регионам самостоятельно разрабатывать инструментарий для обеспечения аттестационных процедур. В Московской области разработана региональная модель аттестации педагогических и руководящих работников, соответствующая новой системе оплаты труда.
Для оценки качества и результативности в модели аттестации Московской области применяются наиболее значимые критерии оценки профессиональной деятельности учителя:
– позитивная динамика учебных достижений школьников за последние три года;
– позитивные результаты внеурочной деятельности по преподаваемым предметам;
– позитивные результаты деятельности учителя в качестве классного руководителя;
– использование современных образовательных технологий, в том числе информационно-коммуникационных, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе;
– обобщение и распространение собственного педагогического опыта на муниципальном и (или) региональном уровне (мастер-классы, семинары, конференции, «круглые столы»);
– повышение квалификации, профессиональная переподготовка, обучение в аспирантуре, докторантуре, наличие ученой степени и (или) ученого звания;
– участие в муниципальных, региональных и всероссийских профессиональных конкурсах.
Нетрудно заметить, что многие предлагаемые критерии основаны на отслеживании динамики достижений учителя на протяжении длительного времени.
Исходной для модели аттестации Московской области является идея о том, что объективно и полно оценить работу учителя по этим критериям могут те, кто практически ежедневно наблюдает за его деятельностью – администрация, коллеги, родители, а по прошествии определенного времени и выпускники школы, способные оценить весомость приобретенного в школе образовательного капитала. Нельзя сбрасывать со счетов и самооценку собственной деятельности со стороны учителя (на основе собранного им портфолио и планов профессионального саморазвития).
Нормативное финансирование – один из основных инструментов нового финансово-экономического механизма. Как и все общественные институты, школа нуждается в экономической самостоятельности. За нее до сих пор решают, сколько она получит финансовых средств, на что их можно потратить, каким может быть штатное расписание и какую зарплату платить работникам. До сих пор многие директора не знают, как формируется годовой бюджет школы, не имеют возможности оперативно распорядиться средствами.
Нормативное финансирование позволяет финансировать не школу как объект, а предоставление школой образовательной услуги, то есть деятельность учебного заведения. Норматив нужен финансовым органам и органам управления для объективного планирования и «прозрачного» распределения финансовых ресурсов в сфере образования. Норматив нужен самому учреждению потому, что дает возможность самостоятельно планировать свой бюджет, эффективно использовать выделенные средства, стимулирует повышение качества предоставляемых образовательных услуг.
Как известно, ответственность за функционирование школ возложена на собственника, то есть на органы местного самоуправления, и основным источником финансирования является местный бюджет. Государство определяет образовательную политику, разрабатывает и утверждает образовательные стандарты, финансирует их реализацию муниципальными образовательными учреждениями путем предоставления субвенции на эти цели муниципальным бюджетам. Собственник обеспечивает содержание зданий, оплату коммунальных услуг, благоустройство помещений и территории.
Изменения в системе финансирования направлены на то, чтобы у бюджета не было любимчиков, чтобы все школы находились в равных финансовых условиях. Но существуют опасения, что выжить в новых условиях финансирования могут только крупные школы. А вот как будут существовать и развиваться малокомплектные, не ухудшится ли их положение? Над этим вопросом стоит еще поработать.
Сельские дети в большинстве своем уходят из 9-го класса (родители это объясняют тем, что лучше получить среднее специальное образование бесплатно, чем высшее – платно), поэтому в 10-11-х классах во многих сельских школах от 2 до 10 учеников. Как быть в таких случаях?
Сохранять старшие классы численностью до 10 учеников нецелесообразно по двум причинам. Во-первых, невозможно обеспечить достаточный уровень качества обучения по всем предметам. Во-вторых, стоимость обучения ребенка в таком классе в
3-5 раз выше, чем в классе с нормальной наполняемостью (20-25 человек). В Подмосковье будет реализовываться программа развития сети базовых школ, укомплектованных современным оборудованием и кадрами. Базовые школы обеспечат необходимые условия качественного обучения и эффективное использование ресурсов. Но все решения о реорганизации должны приниматься с учетом мнения общественности.
Сегодня норматив подушевого финансирования вводится только на реализацию образовательного стандарта, который должен получить каждый ребенок. Расходы на содержание зданий, капитальный ремонт, приобретение оборудования, относящегося к основным фондам, финансируются дополнительно к подушевому нормативу из средств муниципальных бюджетов.
Замечу, что дополнительное образование детей не входит в образовательный стандарт и поэтому финансируется из местного бюджета. Формы финансирования здесь могут быть различными: традиционные (как сейчас), программные, конкурсные и нормативные (муниципальный заказ). При этом нормативное финансирование может быть не только подушевое (в расчете на одного обучающегося), но и на другой основе (например, на класс, на кружок или иную группу учащихся).
Галина БАШКИНА, начальник отдела экономики образования Академии социального управления
Комментарии