Работая в учреждении дополнительного образования более 25 лет, я прихожу к выводу, что с каждым годом ухудшается здоровье детей и подростков. Поэтому и нашему учреждению наряду с родителями и школой необходимо приложить максимум усилий для сохранения здоровья подрастающего поколения. Занятия в нашем центре эстетического воспитания детей «Вдохновение» строятся с обязательным применением здоровьесберегающих технологий.
Так, на занятиях по программе «Ритмическая гимнастика» развиваются память, воображение, мышление, эмоциональность, используются упражнения для поддержки правильной осанки, правильной постановки корпуса, исправления дефекта стопы, укрепления мышц спины, шеи, ног, рук, плечевого пояса.Занимаясь по программе «Актерское мастерство», дети изображают людей, предметы, зверей и птиц. Очень часто занятия по данной программе строятся в движении. Такое творчество снимает агрессию, развивает координацию движений, воображение, фантазию, организовывает актерское внимание, а положительные эмоции благотворно влияют на нервную систему ребенка.На занятиях по программе «Сценическое слово» с помощью гимнастики для губ и языка, работы над артикуляцией звуков исправляются дефекты речи.Сбор песенного материала, входящий в программу «Детский фольклор», полезен детям потому, что предполагает активность, а прогулки на свежем воздухе способствуют укреплению здоровья.Улыбка. С нее начинаются мои занятия по программе «Вокальное мастерство». Для ребенка очень важен эмоциональный климат на уроке, и когда улыбается педагог, улыбается и ребенок. Задается позитивный тон, раскрепощается ученик. И звук при пении становится более чистым и свободным. В результате постоянной тренировки внешняя улыбка становится внутренней, и ребенок ощущает покой и радость.В процессе занятий увеличивается звучность голоса. Появляется красивый тембр. Расширяется диапазон. Улучшается дикция. Повышается громкость. Уменьшается утомляемость голоса.В процессе пения задействованы многие группы мышц. Совершаемая ими физическая работа способствует укреплению здоровья. Благодаря постоянной вентиляции легких значительно снижается риск заболеваний дыхательной системы. Правильное вокальное дыхание способствует хорошей вентиляции легких, уменьшению застоя крови в сосудах, лучшему насыщению ее кислородом. Это нормализует работу всех внутренних органов, что благотворно влияет на цвет лица и тонус кожи.Хочется особое внимание уделить влиянию пения на мышцы лица. Благодаря постоянной тренировке они надолго сохраняют свой тонус, не поддаваясь возрастным изменениям. Необходимость постоянного участия лицевых мышц в формировании высокой певческой позиции не дает лицу принять угрюмое, уставшее выражение. Речевые и певческие функции голосового аппарата тесно связаны между собой, поэтому вокал часто применяется в логопедии как вспомогательное средство в коррекции речевых нарушений. Все психические процессы – память, внимание, воображение, мышление – развиваются с прямым участием речи, поэтому устранение речевых дефектов очень важно для нормального развития человека. Также вокальные упражнения применяются при коррекции нарушений темпа речи. Замечено, что заикающиеся при разговоре люди при пении не заикаются. В комплексном подходе к преодолению легкой и средней степени заикания логопеды отмечают благотворное влияние занятий вокалом. Во время занятий вокалом вырабатывается умение красиво держать руки и жестикулировать. «Вокальная постановка» корпуса предполагает ровную линию спины, горделивый разворот плеч, красивую посадку головы. Постоянная работа брюшного пресса способствует укреплению и тренировке мышц живота, не давая им ослабеть, что позволяет сохранять хорошую фигуру. В процессе занятий вокалом формируются такие полезные для жизни качества, как умение управлять своими эмоциями, достойно держаться в обществе, не поддаваться депрессии. Каждый урок – это эмоциональный подъем от ощущения себя на сцене, в центре внимания, что вызывает прилив энергии, который способствует повышению иммунитета и обновлению всего организма. Источники Емельянов В.В. Фонетический метод развития голоса. Сост. И.Трифонова. – М., 2000 г.Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М., 2004 г.Щетинин М. Дыхательная гимнастика А.С.Стрельниковой. Изд. Метафора, 2004 г.Геннадий ЛЕБЕДЕВ, педагог дополнительного образования, директор Центра эстетического воспитания детей «Вдохновение» поселка Климово Брянской области
Комментарии