В Московской области 1448 общеобразовательных учреждений. Около 57 процентов – это городские школы, где обучаются около 83 процентов учеников, половина сельских школ – малокомплектные. Нелегко в таких условиях претворять единый стандарт. Удается. Потому что есть четкая программа, реализующая направление комплексного проекта модернизации по развитию сети общеобразовательных учреждений региона: обеспечение условий для получения качественного общего образования независимо от места жительства.
Планов громадье… но они реализуются
Целей подобной программы несколько. Стратегическая – содействие обеспечению социально востребованного уровня доступности и качества общего образования в сочетании с его экономической эффективностью и непосредственная – приведение сети образовательных учреждений региона в оптимальное состояние, обеспечивающее доступность и качество общего образования в сочетании с его экономической эффективностью.
Достигнуты ли они или нет, можно выяснить, проследив характеристику объективной картины состояния и тенденций развития региональной и муниципальных систем образования в аспекте образовательной сети, составив оценку эффективности реализовывавшейся стратегии развития образования в целом и по отдельным направлениям, прояснив для себя проблемы развития сети в контексте общего развития системы образования.
Основными направлениями реализации программы становятся внедрение моделей оптимизации сети общеобразовательных учреждений, реструктуризация сети общеобразовательных учреждений в сельской местности, развитие сети общеобразовательных учреждений для реализации задач профильного обучения на старшей ступени общего образования. А также информатизация общеобразовательных учреждений, развитие материально-технической базы образовательных учреждений, улучшение условий осуществления образовательного процесса, улучшение транспортной доступности общеобразовательных учреждений.
В Московской области реализуется масштабная программа социально-экономического развития, включающая планы строительства Центральной кольцевой автодороги, формирование территорий инновационного развития с соответствующей инфраструктурой (например, создание в Дубне Российского центра программирования). Данные проекты предполагают появление значительного числа новых рабочих мест, что ставит задачи выстраивания социальной инфраструктуры, включая сеть общеобразовательных учреждений.
Стратегия социально-экономического развития Московской области на период до 2010 года предусматривает выравнивание территориальной неравномерности в уровнях социального и экономического развития различных частей Подмосковья, в том числе на основе перемещения градостроительной активности в срединную и периферийную части области, изменение пространственного распределения мест жительства и мест приложения труда, объемов и направлений трудовой маятниковой миграции. Предусматривается формирование устойчивых систем расселения в Подмосковье на основе структурной и функциональной реорганизации сети городов и других населенных пунктов региона.
В этой связи стратегия социально-экономического развития области предусматривает выравнивание муниципальных образований территории по уровню обеспеченности учреждениями образования за счет строительства новых образовательных учреждений.
Показатель по среднему количеству учеников в школе в Подмосковье один из самых высоких в группе и в России. Данное положение обеспечивается за счет относительно большого размера школ в сельской местности. Значение показателя «Количество учащихся на одного преподавателя» уменьшилось за 5 лет с 15 до 12, что свидетельствует о более высоком темпе снижения численности учащихся сравнительно с динамикой численности педагогов. В сельской местности соотношение учитель/ученик составляет 7,5. Последовательно уменьшается доля школ, ведущих занятия во вторую смену. Учебная площадь школ в расчете на одного учащегося составляет в среднем по области 11,3 кв.м.
В Московской области один из самых высоких в стране показателей охвата учащихся образованием повышенного уровня. Доля преподавателей с высшим образованием в области также растет.
Благодаря целенаправленной политике информатизации образования, реализуемой как на федеральном (программа РЕОИС, проект МБРР и НФПК «Информатизация системы образования»), так и на областном уровне (программы «Электронное Подмосковье», «Развитие образования в Московской области») за последние годы произошло качественное изменение ситуации. 1306 школьных библиотек оснащены автоматизированным рабочим местом библиотекаря и комплектом медиатеки.
Основные тенденции развития сети образовательных учреждений в Московской области в общем и целом соответствуют общероссийским. При этом темпы демографических изменений в целом несколько ниже, а негативные последствия проявили себя не так явно, как в ряде российских регионов. Однако в группе муниципальных образований с высокой долей сельского населения и достаточной удаленностью от Москвы имеющиеся показатели состояния сети свидетельствуют о наличии достаточно высокой потребности в проведении соответствующих изменений сети.
Одновременно системы образования в ряде городов Московской области, характеризующихся растущим притоком мигрантов и высокими темпами строительства, испытывают потребность в дополнительных местах. Дополнительные меры по обеспечению местами и оборудованием потребуются в территориях реализации крупных инвестиционных проектов.
Сеть, сеть и снова сеть
Сложившаяся ситуация определяет необходимость сочетания в программе развития сети различных тактик, в своей совокупности обеспечивающих решение задачи выравнивания доступа учащихся к получению качественного образования.
На сегодняшний день определены модели проведения развития сети.
В начальной школе создается сеть базовых сельских школ, обеспечивающих более высокое качество знаний обучающихся, желающих получить среднее профессиональное и высшее профессиональное образование; на базе общеобразовательного учреждения начального образования рождается начальная школа – детский сад, к тому же оснащенная с группами круглосуточного пребывания, малочисленная начальная общеобразовательная школа преобразуется в филиал средней.
В свою очередь в средней школе создаются территориальные школьные объединения, включающие в себя начальные и основные учреждения близко расположенных сел, возникают сельские социокультурные комплексы с центральным звеном – общеобразовательным учреждением. На базе этих учреждений организуются группы продленного дня по месту жительства и школы.
Отработанные модели планируется реализовать в сетях муниципальных образований, нуждающихся в реструктуризации.
В рамках областной целевой программы «Развитие образования в Московской области в 2001-2005 годах» в целях обеспечения доступности качественного образования учащимся сельских школ проведены мероприятия по созданию, экспериментальной отработке и внедрению дистанционного образования в условиях сельской школы.
Экспериментальные работы осуществлялись в Коломенском, Ногинском, Раменском, Серпуховском, Зарайском, Луховицком, Озерском, Дмитровском, Орехово-Зуевском, Ступинском, Егорьевском, Серебряно-Прудском, Подольском, Клинском районах. В результате возникли центры дистанционного образования в сельской местности, апробированы технологии, учебно-методическое и программное обеспечение дистанционного образования, осуществлены подготовка и консультативная поддержка учителей, администрации, технических специалистов образовательных учреждений, обучение учащихся необходимым навыкам для дистанционного обучения с помощью электронных средств и пособий.
С 2006 года в области начата реализация проекта ИСО НФПК, в рамках которого будет создана система межшкольных методических центров для поддержки информатизации общего и начального профессионального образования, состоящая из регионального координационного центра и межшкольных методических центров регионального и муниципального уровня.
Создание данной системы позволит сформировать эффективную инфраструктуру подготовки и переподготовки педагогических кадров в области ИКТ, осуществить программно-аппаратное обновление и техническое сопровождение ИКТ-ресурсов школ. Телекоммуникационные ресурсы системы РКЦ-ММЦ станут основой дальнейшего развития региональной телекоммуникационной образовательной сети, обеспечат дистанционную поддержку учащихся, не имеющих доступа к полному спектру образовательных услуг по месту жительства. ММЦ смогут оказывать населению образовательные услуги, связанные с информационными технологиями, что особенно актуально для районов, где школа является не только образовательным учреждением, но и социокультурным центром. В перспективе инфраструктура проекта будет сохранена и развита в виде системы ресурсного обеспечения развития образования области по школьным округам (учреждения высшего профессионального образования – центры школьных округов (семь) – центры межмуниципальных и муниципальных образований – общеобразовательные учреждения).
В 2007 – 2009 годах будет отработана и внедрена модель информационной инфраструктуры образовательной среды сети общеобразовательных учреждений Московской области, которая позволит повысить эффективность управления сетью на региональном и муниципальном уровнях. Эта модель обеспечит разработку и внедрение информационно-аналитической платформы управления сетью подмосковных общеобразовательных учреждений, что позволит автоматизировать решение задач финансово-аналитического профиля, включая бухгалтерский учет и тарификацию кадров сети общеобразовательных учреждений, а также обеспечит автоматизацию администрирования управления персоналом, учебно-воспитательного процесса, хозяйственной деятельности. Составной частью этих задач является управление библиотечным фондом, организация питания школьников, обеспечение ЕГЭ, мониторинг отчетности сети общеобразовательных учреждений.
Подготовлен проект региональной программы Московской области и типовые проекты перехода на профильное обучение на муниципальном и школьном уровнях. Проекты предусматривают внедрение организационных моделей, обеспечивающих возможности выбора профиля обучения, мероприятия по обеспечению реализуемых образовательных программ высококвалифицированными кадрами и необходимым оборудованием. Разрабатываются рекомендации по организационным моделям профильного обучения, обеспечивающим предоставление возможностей для получения качественного образования, максимальное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей, в том числе через возрастную специализацию, увеличение концентрации учащихся в одной параллели. Отдельным блоком предусматриваются рекомендации по организации сетевого взаимодействия, которые будут включать предложения по нормативно-правовому обеспечению этого процесса.
Мероприятия по реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, реализации программ профильного обучения и информатизации общего образования с соответствующим финансированием предусмотрены в областной целевой программе «Развитие образования в Московской области на период 2006-2010 годы».
Сергей КОСАРЕЦКИЙ, руководитель Центра стратегических разработок АСОУ
Комментарии