search
main
0

Доли и части

Сложные темы на ВПР по математике в 5‑6‑х классах нас не испугают

Чуть больше месяца осталось до старта ВПР для российских школьников. Это испытание проводится для мониторинга результатов перехода на ФГОС и направлено на выявление качества подготовки обучающихся. Наряду с другими предметами ученикам 5‑х и 6‑х классов предстоит писать работы по математике. Разумеется, специально натаскивать на ВПР не нужно и даже вредно. Лучше спокойно осваивать материал согласно рабочей программе по предмету, учитывая самые распространенные ошибки, слабые места, индивидуальные для каждого ребенка. А вот латать эти дыры, на мой взгляд, помогают пособия, авторами которых являются разработчики контрольно-измерительных материалов для ВПР. Разберем самые типичные ошибки школьников.

В связи с разнообразием учебников темы, изучаемые в 5‑м классе, тоже разнятся. Кто-то изучает натуральные и дробные положительные числа, кто-то – только десятичные дроби, в том числе и отрицательные, и пропорции. Как бы то ни было, 2‑е задание в работе связано с умножением обыкновенных дробей, и даже те дети, кому эта тема знакома, часто делают ошибку при умножении дроби на целое число, умножая на это число и знаменатель.

Доли, части целого – тоже коварная тема. С одной стороны, все просто, но это только при первом приближении, нестандартные формулировки вызывают непонимание. Никогда не занимаюсь отработкой тренировочных работ с классом, однако типичные задания при изучении соответствующих тем обязательно разбираем хотя бы для того, чтобы постановка вопроса была знакомой.

Перед нами нестандартное для наших учебников 12‑е задание (см. рис. 1).

Рис. 1. ВПР. 5-й класс. 25 вариантов. Вариант 7. Задание 12

Ученики послабее испытывают трудности с его решением. Оно интересно своим прикладным характером, ориентацией на применение знаний в конкретной жизненной ситуации, то есть для успешного решения необходима математическая грамотность. Шестиклассники проблем с расхождением программы не имеют: к марту пройдено практически все самое основное.

Первые два номера – обычные, самые простые вычисления, и уже здесь мы натыкаемся на первый камень: хотя отрицательные числа и пройдены, но действия с ними вызывают массу вопросов. Неуверенно себя чувствуют даже те дети, которые хорошо знают правила. Однако применение этих правил необходимо довести до автоматизма, то есть прорешать очень много заданий (см. рис. 2).

Рис. 2. ВПР. 6-й класс. 25 вариантов. Вариант 2. Задание 7

Модуль числа – довольно сложное понятие для подростков. Задания с подобной формулировкой я в учебниках не встречала. А ведь оно очень важное не только для того, чтобы успешно справиться с ВПР, но и для дальнейшего успешного освоения курса математики. Обращаю ваше внимание на еще один тип пугающих своей неизвестностью задач (см. рис. 3). Конечно же, их тоже стоит разбирать, они могут вызвать вопросы даже у взрослого человека.

Рис. 3. ВПР. 6-й класс. 25 вариантов. Вариант 2. Задание 12

Итак, подведем итог. Стоит ли натаскивать на ВПР, прорешивая множество вариантов вместо прохождения программы? Однозначно нет. Нужно ли прорабатывать отдельные задания? Да. Нужно ли ученику готовиться самостоятельно под контролем родителей? Да. Где взять надежные хорошие пособия для этого? У каждого свои источники. Лично я пользуюсь пособиями, авторами которых являются разработчики КИМов. Это авторы издательства «Экзамен». К тому же издания получили положительную оценку Федерального института оценки качества образования.

У этих пособий есть еще один плюс. Они выходят в трех форматах – 10, 15, 25 вариантов. Это позволяет учителю выбрать удобный подход именно для его класса или, что очень важно, индивидуализировать обучение, подобрав необходимый формат для конкретного ученика или группы учеников. Еще одно удобство пособия в том, что кроме необходимого количества вариантов оно содержит подробные инструкции по выполнению и оцениванию работ, а также правильные ответы на все задания (которые легко извлекаются из издания). Это позволяет ученику самостоятельно заниматься подготовкой к ВПР, а родителям – контролировать данный процесс.

Екатерина БИБИЧЕВА, учитель математики и информатики Ключанской школы Кораблинского района, Рязанская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте