Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки РФ Павел СЕРГОМАНОВ рассказал об изменениях, касающихся нормативно-правового регулирования школьного образования.
– В этом и грядущем годах изменения будут связаны с проблемами содержания образования. Во-первых, стоит отметить здесь совершенствование и разработку примерных основных образовательных программ для начальной, основной и средней школы. Примерная программа для старшеклассников будет разработана к концу текущего года. Программы для подростков и учащихся младших классов уже разработаны. Они прошли процедуру экспертизы и большое общественное обсуждение на портале edu.crowdexpert.ru. Теперь каждая школа может изучить эти примерные программы и применять их на практике. Если же в школе считают, что коллектив может придумать программу, более точно отвечающую интересам семей, детей, никто не вправе препятствовать этому. Собственно, сама примерная программа дает базовые ориентиры, содержание обучения и воспитания, а дальше уже открывается простор для творчества и улучшений, которые, как мы ожидаем, наступят в школах, где прежде обнаруживались трудности в организации преподавания ряда дисциплин. Теперь у нас есть содержательный ориентир. Второе важное и крупное изменение касается статьи 19 Закона «Об образовании в РФ», где идет речь о научно-методическом и ресурсном обеспечении системы образования. В рамках реализации ее положений было создано федеральное Учебно-методическое объединение (УМО) по общему образованию, в состав которого вошли известные и авторитетные эксперты в области содержания общего образования. От них мы ожидаем дальнейшей работы по совершенствованию примерных программ, ФГОС, а также систем повышения квалификации педагогов. Последний вопрос представляет особую важность, потому что международные сравнительные исследования, и в частности TALIS, показывают, что наши учителя в отличие от своих зарубежных коллег, которые активно совершенствуются в вопросах работы с особыми детьми и с классами, где много очень разных детей (иноязычных, с ограничениями здоровья, с различным культурным происхождением и т. п.), в основном настроены на повышение квалификации в своей предметной области. Подобная ориентированность на глубокое содержательное предметное усовершенствование – отличительная положительная черта российских педагогов. Запрос же на работу с особыми контингентами появится скорее всего, когда в практику активнее войдет профессиональный стандарт педагога. Третья группа изменений коснется текстов самих ФГОС. Туда войдут требования к результатам образования по отдельным предметам. К концу этого года разработчики программ должны будут представить перечни планируемых результатов.Четвертая, и весьма масштабная, область, которая сейчас проходит активную стадию своего изменения, – это система оценки качества общего образования. Первый заместитель министра образования и науки РФ Наталья Tретьяк неоднократно выступала с предложениями по вопросу изменений структуры итоговой аттестации в 9-х классах. На сегодняшний день в числе обязательных к сдаче предметов значатся лишь два – русский язык и математика. Также есть возможность сдать несколько экзаменов по выбору. Планируется, что к 2020 году для получения аттестата помимо двух обязательных для всех русского языка и математики учащиеся должны будут сдать еще четыре предмета по своему выбору из списка предложенных. Не секрет, что обязательный экзамен – один из самых сильных мотивов к изучению предмета. Соответственно мы видим, что качество образования по некоторым предметам также начало сильно ухудшаться, и это необходимо исправить.Кроме того, здесь нужно говорить и о такой составляющей системы оценки качества образования, как национальные исследования. У нас уже есть положительный опыт оценки качества результатов по математике. В 2015 году мы также посмотрим качество результатов в начальной школе, по информатике и ИКТ. Эта оценка нужна исключительно для разработки программ помощи школам. Мы должны строить программы, которые снижают влияние плохих причин и усиливают хорошие из тех, что влияют на качество подготовки детей, на их прогресс и успешность. Также планируется, что эта мера будет дополнена введением всероссийских проверочных работ. Мы надеемся, что в итоге учителя увидят в системе оценки качества общего образования форму обратной связи, которая даст им возможность со стороны взглянуть на то, как они преподают: увидеть свои сильные и слабые стороны. Предполагается, что система оценки учебных достижений школьников будет в основном сформирована к 2018 году.Коснется пересмотр требований к профессии и руководителей школ – готовится профессиональный стандарт руководителя образовательной организации. В том числе там обсуждаются компетенции современного директора школы, руководителя детского сада и руководителя организации дополнительного образования детей. Уже второй год подряд идет исследование директоров школ – все регионы страны участвуют в этом. И мы уже получили любопытные результаты. Так, мы считали, что наши директора отличаются от своих западных коллег такими качествами, как авторитарность и директивность, но исследование опровергло это мнение. Еще один вывод исследования сразу же открыл нам обширное поле для размышлений и работы. Оказалось, что, поскольку наши руководители долгое время были увлечены менеджментом, им пришлось ослабить внимание к содержательной части своей работы. Нам нужно исправить такой перекос.
Комментарии