search
main
0

Долгота без широты

О бедном географе молвите слово

Когда-то давно, еще до нашей эры, выдающийся математик Эратосфен выделил из общей системы наук особую область знаний и дал ей свое собственное имя – «география», то есть «землеописание». Видимо, мыслил, что измерять хорошо, но и описывать важно, с точки зрения человека образованного и мудрого. С тех пор многие ученые мужи не только участвовали в этом процессе землеописания, но и порой рисковали жизнью, причем не только своей. Да, часто что-то шло не так, но шло! И вот в XXI веке, «в то время как наши космические корабли бороздят просторы Вселенной…», когда принята Концепция развития школьного географического образования в Российской Федерации, учрежден профессиональный праздник – День географа и уже если не все, то очень многое описали, может, пора переосмыслить, зачем же нам нужен этот предмет?

Дистанционное обучение далось непросто, но все-таки мы стоически преодолели это испытание, вынесли определенный опыт, освоили новые способы взаимодействия и, казалось, решили проблему, с надеждой глядя в светлое будущее. Но… что-то опять пошло не так для последователей первооткрывателей и первопроходцев. Оказалось, что география в новых учебных планах есть, мягко говоря, не везде. А точнее, ее нет почти нигде. Получается, что такой мировоззренческий курс, как «География», в старших классах… не нужен! Серьезно? А как же тогда наши юные граждане поймут, в какой замечательной стране они живут, если о мире будут судить только по рекламным роликам и тревел-шоу в Интернете и на телевидении?

Из этого, как показывает опыт, очень интересные вещи получаются. Например, в ЕГЭ по географии есть задание, в котором необходимо спрогнозировать, что будет с естественным приростом населения государства, на основе анализа половозрастной пирамиды. В одном из вариантов таким государством был Таиланд. Участники экзамена справедливо заметили, что естественный прирост сократится, но в качестве причины привели выдающиеся достижения медицины, а именно операции по смене пола! Привет замечательным телепередачам, расширяющим кругозор. В вариантах, где фигурировали другие страны, фантазия участников, отформатированная СМИ, разгулялась не так масштабно. Но то ли еще будет…

Несколько лет назад я оказалась в интересной ситуации. Ученик вернулся из путешествия – круиза по Индийскому океану. Ожидала рассказа об островах чудесных и чудесах природных, а юноша попросил меня… показать на карте, где он был и как туда попал. Подумала тогда, что люди делятся на тех, кто может показать на карте чудесные острова, и на тех, кто туда летает. Что же лучше? Лучше, конечно, и то и другое, как это и положено в светлом будущем. Я себе даже цель поставила такую. Но приоритеты меняются, и теперь надо отвоевать право показывать на карте! Круизы в будущем… светлом.

Школьный курс географии распределен неравномерно. В пятом классе этот предмет по шкале сложности занимает вторую позицию после математики, что вполне справедливо, однако не мешает осваивать программу за один час в неделю. Практически так же обстоит дело и в шестом классе. Эти два года дети изучают геосферы. Физическая география материков в седьмом классе уже за два часа в неделю позволяет дать некоторые элементы страноведения. География России за два года обучения по два часа в неделю в течение изучения в восьмом и девятом классах позволяет сформировать представление о своем государстве. И все? А как же остальной мир и роль России в нем? А как же международная интеграция, глобальные проблемы? Социально-экономическая география зарубежных стран, которая является логическим завершением курса школьной географии, проходит мимо или становится уделом избранных.

Получается, что, если ребенок все-таки решил каким-то чудом сдавать ЕГЭ по географии, причем определился с выбором после девятого класса, но соответствующего профиля в его школе нет, перед ним открывается широкий выбор. Он может: 1) изучать предмет в старшей школе самостоятельно, что сложно, но вполне реально для очень мотивированных ребят или тех, у кого есть родители или родственники – профессиональные географы; 2) прибегнуть к услугам репетитора, что дорого, но доступно для обеспеченных семей; 3) поменять школу, что тоже реально, если школа не единственная, как часто бывает в селах, но сложно, если сформирован коллектив, из которого не хочется уходить. Выбор, конечно, богатый, да и безвыходных ситуаций не бывает, кто ищет, тот всегда найдет, если вообще станет искать, а не выберет более простой путь и ЕГЭ по тем предметам, которые можно изучать в родной школе.

Но мы забыли об учителях. Дело даже не в снижении нагрузки и, как следствие, зарплаты. Для многих учителей работа с детьми – дело жизни, а таких, как бы ни ругали на каждом углу систему образования, довольно много. Однако сейчас они теряют возможность не только довести школьный курс до логического завершения, но и взаимодействовать со старшеклассниками в олимпиадном и конкурсном движении. Это какой же авторитет должен иметь учитель, чтобы привлечь учеников, у которых он, кстати, уже не работает, к олимпиаде по предмету, которого даже нет в расписании! На региональный и заключительный этапы Всероссийской олимпиады приглашают учеников 9‑11‑х классов, и что делать, если в 10‑11‑х классах предмет не изучается совсем, а уровень олимпиады высокий, но базируется, как ни крути, на программном фундаменте?

Как такое положение дел стыкуется с Концепцией развития школьного географического образования в Российской Федерации – документом, который представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития школьного географического образования и просвещения, мне пока непонятно. А ведь главная цель концепции – устранение существующих недостатков в системе географического образования и ее адаптация к запросам современного общества. Получается, устраняли недостатки, а устранили географию?

Так и хочется, перефразировав классику, сказать: «О бедном географе замолвите слово!» Хотя бы 18 августа – в День географа.

Наталья КОРЧИНСКАЯ, методист Центра качества образования Крымского республиканского института постдипломного педагогического образования, учитель года-2017 Республики Крым

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте