В дни празднования 70-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в городском Дворце творчества юных состоялась XII историко-краеведческая конференция школьников «Война. Блокада. Ленинград». В том, что она прошла в этих стенах, заключается особый смысл. Как сказала, приветствуя участников конференции, председатель правления Санкт-Петербургской общественной организации «Жители блокадного Ленинграда» Ирина Скрипачева, Дом пионеров и школьников, возобновивший свою работу в 1942 году, был настоящим храмом блокады. Он был светом и надеждой для сотен изможденных и осиротевших детей. Сегодняшний, он по-прежнему остается главным связующим звеном между поколениями.
Традиционно перед работой секций в рамках конференции была организована выставка из фондов школьных музеев и семейных архивов «Свидетели блокадных дней», посвященная победе в истории отдельно взятой ленинградской семьи. Свои экспозиции представляли школьники, и видно было, как ребята трепетно относятся к роли экскурсоводов. Например, Даша Варламова и Дарина Бурбеза из школы №210 рассказали о школьном музее «Юные участники обороны Ленинграда», которому уже 40 лет. Их школа находится в той части Невского проспекта, где висит мемориальная доска, предупреждающая, что эта сторона улицы при артобстреле особенно опасна. Девочки, проводя экскурсии, рассказывают, как трудились юные ленинградцы во имя победы, как они дежурили на крышах. Иногда школьницы проецируют поступки блокадных сверстников на сегодняшнее время и честно признаются, что им было бы страшно оказаться в подобном положении.В этом году исследовательские работы ребят слушались на 10 секциях. Темы работ в большинстве своем были посвящены историям ленинградских семей в годы войны, а также исследованиям жизни ветеранов – современников военного Ленинграда. В качестве жюри выступили специалисты в области изучения Великой Отечественной войны и блокады, представители общественных организаций, ученые, краеведы, журналисты, а также ветераны и жители блокадного Ленинграда.Конечно, уровень выполнения и преподнесения работ был разный. Кто-то из ребят уже имел опыт исследователя, для кого-то конференция стала дебютом, однако общий деятельный настрой и желание поделиться собственными открытиями ясно прочитывались.Например, огромную работу проделала Катя Иванова из лицея №408, которая посвятила свой проект городу Пушкину. Девочка так и назвала работу «Уничтоженный… и из руин восставший».Аню Антропову из лицея №101 заинтересовала судьба обычной ленинградской девочки Серафимы Темновой, которой на момент начала блокады было 10 лет и которая жила в поселке Невская Дубровка. Школьница задалась вопросом: как люди могли выжить в таких нечеловеческих условиях, ведь при норме хлеба 125 граммов ленинградцы должны были умереть через 3-4 месяца после осады. Но они выжили, и помогали в этом не только импровизированные огороды около землянок или солдатские пайки, которыми иногда делились бойцы, но и неутолимое, неугасимое желание жить и вера в победу.Как пояснили организаторы конференции, она не является научной, на ней не будет победителей и побежденных. Главное в ней – потребность ребят рассказать о том или ином эпизоде, периоде, участнике войны. По словам заведующей сектором исторического краеведения и школьного музееведения, руководителя ГМО методистов по краеведению и школьному музееведению городского Дворца творчества юных Татьяны Смирновой, хотя конференция проводится уже 12 лет, она всегда непредсказуема по составу участников. Например, в прошлом году было 6 секций, в этом году их 10, и это радует, ведь дети вместе с родителями проводят титаническую работу, находят и общаются с очевидцами событий, читают документы.Да, как говорили организаторы, на этой конференции нет победителей. Но на ней есть кое-что более важное, чем похвальный лист в портфолио. Это уважительное отношение к истории. Мало того, эта история, рассказанная детьми, показывает им же, информированным и сытым, как на примере замерзшего, голодного и погруженного во мрак Ленинграда выстоять и остаться человеком.Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии