Марокканский город Марракеш, его старая, историческая часть с мечетью Кутубия и центральной площадью Джемаа-эль-Фна – разноцветье лиц и нарядов. Самое яркое место – конечно, восточный базар и торговые улочки, настолько запутанные, что точное их расположение вы не найдете ни на одной карте. Не менее колориты жилые бедняцкие кварталы: дети шагают в школы, взрослые по своим делам – мужчины в теплых (все-таки зима) и очень уютных на вид халатах, женщины в самых разнообразных одеяниях, кто-то закутан по самый нос, другие более открыты миру, а вот нищенка с какими-то страшными язвами на лице, закутана в платок, просит милостыню. Прохожие, мопеды, конные экипажи, автобусы, автомобили, гудки и крики… Мы, российская делегация, наблюдаем за этим своеобразным танцем из окна такси, торопясь добраться из нашей скромной гостиницы на заседание Третьей Всемирной женской конференции Интернационала образования.
Конференцию принимает роскошный курортный центр с гостиницей, гольф-клубом, спа и залами для дискуссий. Но только проехавшись по улицам Марракеша, понимаешь, почему около 300 представителей образования и профессиональных союзов из разных стран мира собрались именно здесь, в Северной Африке. В этой стране у женщин и мужчин немало экономических и социальных проблем, но женщинам приходится, увы, тяжелее. В том числе пробивать дорогу в профессии, делать карьеру, если они хотят занять руководящий пост, претендовать на ключевую должность, в том числе в системе образования, в профсоюзе. Кроме восточных традиций (мужчина – главный!) и тяжелой экономической ситуации в Морокко местным женщинам мешает цифровая неграмотность и трудности с изучением иностранных языков, считает Абделлатиф Мирауи, президент марокканского университета Сади Аяда. Ни в одном из 12 государственных университетов Марокко нет женщин во главе, дам-руководителей в высшем образовании меньше 20%. Хотя есть и вот такие цифры: за последнее время 54% девочек – выпускниц школ – поступили в университеты и 60% из них получили дипломы. И даже законы, современные, либеральные, ориентированные на гендерное равенство и борьбу с дискриминацией, в Марокко есть, но, увы, они не работают – об этом участникам конференции рассказала представитель местного профсоюза Фатима Эчааби.Именно эта тема – не гендерное равенство вообще, но равные права мужчин и женщин на карьерный рост, равный доступ к руководящим постам, от которых зависит принятие важных решений в той или иной сфере жизни, в том числе в образовании – стала главной на конференции 2018 года.Логично, что эту проблему поднял именно Интернационал образования – международная организация, объединяющая 396 ассоциаций и профессиональных союзов в 171 стране мира, представляющая интересы 32,5 миллионов работников системы образования, защищающая права профессионалов в самых различных образовательных организациях – от детского сада до университета. С 1995 года, как известно, Общероссийский Профсоюз образования является членской организацией Интернационала образования.Конечно, российскому профсоюзу было интересно и полезно поучаствовать во Всемирной женской конференции. Нашу делегацию возглавила заместитель председателя Общероссийского Профсоюза образования Татьяна Куприянова, участником стала секретарь – зав. отделом по связям с общественностью центрального аппарата Елена Елшина. И что касается проблемы гендерного равенства, тут мы готовы были поделиться богатым и весьма успешным российским опытом. Ведь в нашей стране присутствие женщины на руководящем посту – не редкость, в том числе в высших эшелонах, можем гордиться и министром образования и науки РФ, и председателем Общероссийского Профсоюза образования. Региональными организациями профсоюза и региональными министерствами образования тоже руководят женщины, много дам среди депутатов.А вот на пленарных заседаниях конференции говорили о том, что мир все еще борется за женское лидерство в политике. Так, Ульрике Луначек, до октября 2017 года – вице-президент Европейского парламента, лидер австрийской партии зеленых, привела цифры мировой статистики: 22,7% женщин заседают в парламентах, 17,7% входят в правительства, 6,6% возглавляют государства. В Интернете можно найти более свежие данные, но они немногим отличаются от приведенных Ульрике…Что делать, чтобы получить настоящий прорыв? Госпожа Луначек считает, что нужна специальная структура для поддержки женщин, как в профсоюзе, так и в обществе, а также квоты. Она весьма эмоционально заявила: «Женщинам, которые говорят, что они не хотят пользоваться квотами, я отвечу: «Сколько мужчин заняли свои посты только потому что они мужчины?!». Нам нужны квоты, чтобы женщины могли стать руководителями, чтобы девочки видели это и учились, тогда мы сможем в корне изменить отношение общества к самой теме».Говоря о достижении гендерного равенства на руководящих постах, участники конференции использовали образы – на подобных мероприятиях это принято. Традиционная метафора – «стеклянный потолок», которого достигает женщина, стремясь построить карьеру и выше которого не может подняться. Оказывается, потолок уже повсеместно пробит, образ уходит в прошлое. На первый план выходит другой – «лабиринт», ведь несмотря на то, что общемировая «кухарка» получила право управлять государством, она все еще не может порой добраться до конечной точки – высокого поста, мешают институциональные и социальные барьеры.На конференции говорили не только о способах преодолеть эти барьеры законодательно, благодаря введению квот и так далее. Шла речь и о других аспектах – что такое лидерство вообще, какими качествами должна обладать женщина, которая хочет стать руководителем, чему учиться и у кого, кто ее может поддержать на этом пути? И вот эта тема нашей делегации была особенно близка. Ведь Общероссийский Профсоюз образования стремится к тому, чтобы российский учитель был защищен не только законодательно, но также мог постоянно повышать свой личный и профессиональный уровень, и это обеспечит его карьерный рост и материальное благополучие. Конечно, мы не разделяем женщин и мужчин, говоря о такой поддержке, просто в российском образовании женщин намного больше…В один из дней конференции была открыта секция, посвященная интерактивному обучению, – как следить за своим здоровьем, как помочь начинающим педагогам, как взаимодействовать с коллегами в социальных сетях, наконец, как выступать публично? Практические советы, как владеть своим голосом, подготовить речь, произнести ее, а затем извлечь уроки из собственного выступления, давала Катя Иверсен, представитель организации «Women Deliver». Вот несколько «фишек» от Кати:- прежде чем начать говорить, удобно встаньте, найдите свою точку на сцене;- начните с чего-то мощного и яркого или смешного, ни в коем случае не извиняйтесь и не говорите, что устали;- начните речь с ключевого сообщения, вернитесь к нему, затем еще раз повторите;- помните о том, как важны паузы;- общайтесь с людьми в зале (смотрите в глаза, благодарите, задавайте вопросы);- улыбайтесь!! Но не переусердствуйте.А во время дискуссий мы учились современной методике обсуждения проблем под названием «аквариум». Тому, кто еще этой методикой не пользуется, поясню вкратце: группа под названием «Рыбы» садится в круг и под руководством ведущего обсуждает тему, остальные участники – это внешний круг, они лишь наблюдают за тем, что происходит в «аквариуме». Хочешь поучаствовать в дискуссии – становись «рыбой», а твой коллега из «аквариума» в это время может переместиться во внешний круг. Такая организация пространства дает новые возможности!Очень важную тему обсуждали в третий день конференции – сексуальное насилие и харассмент в образовании. Делегаты из Белиза, Ботсваны, Филиппин, Швеции, Болгарии рассказали, как мировая компания под названием #MeToo влияет на ситуацию в их странах, какие меры по борьбе с этим злом принимает государство и профсоюзы. Страшный момент – признания женщин, которые подверглись насилию в детстве или юности, им сочувствовал весь зал…Всего, что мы видели на конференции и занесли в блокноты, чему научились, в одной статье не перечислить. Нас интересовало все, в том числе техническое устройство мероприятия, организационные вопросы. Неожиданностью стал финал. После резюме ведущих секций, после выступления генерального секретаря Интернационала образования Фреда Ван Люэна, после всех официальных заявлений, президент Интернационала образования Сьюзан Хопгуд взяла слово и предложила каждому освоить четыре ключевых принципа. Первый – действовать осознанно, второй – выбрать себе ученика и учителя по жизни, третий – быть активными и вдохновлять других, четвертый – помнить о балансе между работой и другими сферами жизни. Баланс мы нашли сразу, потому что конференция завершилась в тот момент, когда в динамиках грянула эстрадная музыка и все делегаты пустись в пляс на сцене и в зале. Грустно в этот момент не было никому. Верилось, что гендерного равенства добьются именно оптимисты.Москва – Марракеш – Москва
Комментарии