В семье бывшего учителя истории, заслуженного ветерана труда, отличника народного образования Галины Петровны ПТАШКИНОЙ, которая 29 июня отметила свой 70-летний юбилей, накрепко связаны судьбы педагогов и защитников Отечества. «Мой родной брат Борис, – вспоминает Галина Петровна, – когда уезжал поступать в военное училище в город на Неве, вставал перед нашей бабушкой на колени и говорил: «Бабушка, благослови меня». В нашей семье воспитывалось уважение к старшим, у мужчин никогда не возникало такой мысли, чтобы не служить, увильнуть от армии, потому что там трудно. В семье из поколения в поколение прививалась любовь к Родине, чувство долга перед ней».
Cын Галины Петровны Андрей пошел по военной стезе, окончил суворовское, а затем Голицынское пограничное училище. Мать хотела, чтобы он связал свою жизнь с медициной, но Андрей выбрал Пограничные войска. Исколесил всю страну, служил на китайской, монгольской границе. Сегодня Андрей Владимирович – полковник, занимает одну из руководящих должностей в управлении Пограничной службы ФСБ России. Дочь Валерия окончила с отличием педагогическое училище, отработала в 389-й московской школе шесть лет учителем начальных классов. Но ее дальнейшая жизнь сложилась так, что она стала сотрудником МВД.
Судьба Галины Петровны Пташкиной на первый взгляд мало чем отличается от судеб десятков тысяч отечественных учителей.
– Я родилась в подмосковном Зарайске в семье финансистов, – рассказывает Галина Петровна. – Конечно же, не забыть тяжелое послевоенное детство. Окончила десятилетку и решила связать себя с педагогикой. Почему? Не знаю, наверное, потому, что у меня было два младших брата, Александр и Борис, и я с ними нянчилась, родители все время работали. Я и решила, что буду воспитывать и учить детей, что у меня это получится. Поступила в Московский педагогический институт имени Крупской на исторический факультет, окончила его и в 1960 году по направлению приехала в сельскую школу Щелковского района Подмосковья. Учительствовала там всего один год, вышла замуж и снова вернулась в Зарайск, где продолжала работать сначала методистом в районном отделе образования, а затем учителем истории. Но и в родном городе долго прожить не удалось – мужа Владимира Михайловича, сотрудника внутренних дел, перевели на службу в Наро-Фоминский район. В 1975 году моего мужа перевели в Москву, нам дали квартиру в Кунцеве. Я пришла работать в 60-ю столичную школу, где начинала с воспитателя групп продленного дня, была заместителем директора по учебной части и вела гуманитарный цикл. Преподавала в среднем звене, а в 2002-м ушла на пенсию.
Уходить из школы, которой посвящена вся жизнь, отданы все силы и знания, для каждого учителя – тяжелейший стресс.
– Несколько лет подряд первого сентября я не приезжала из загородного дома в Москву, – вспоминает Галина Петровна. – Мне было очень больно видеть, как дети, особенно первоклассники, с букетами цветов идут в школу. Но со временем, как говорится, отлегло. Пыталась заниматься репетиторством, хотя это была всего лишь помощь соседским детям. И все же мне удалось найти для себя отдушину. Совет ветеранов педагогического труда Западного административного округа Москвы пригласил меня на работу на общественных началах. Для пожилого человека очень важно знать и чувствовать, что он нужен и полезен обществу, окружающим.
Заходит разговор об истории, о ее преподавании в школе.
– Галина Петровна, что для вас значит история?
– Конечно же, история – это не просто наука, не просто школьный предмет, это жизнь во всех ее проявлениях. Знание истории расширяет кругозор, история неразрывно связана со всеми предметами и в первую очередь с литературой. Ни для кого не секрет, что современные дети практически не читают. В свое время, чтобы привить детям любовь к истории и чтению, я делала в классе выставку «Герои Эллады», устраивала в школе КВНы, интеллектуальные игры «Что? Где? Когда?». Меня всегда привлекала древность: Греция и Рим, Египет и Междуречье, Индия и Китай, и, конечно же, Древняя Русь. Там можно найти очень много интересного и полезного, что актуально и в наши прагматичные дни. Мое мнение, сегодня в школе древней истории уделяется очень мало внимания. Особенно, как мне кажется, обделены наши далекие предки – восточные славяне. Еще до принятия христианства у славянских племен были общий язык, культура, религия. Столетиями воюя за свою независимость и объединяясь, славяне создали Великую Русь, а затем и Россию. К сожалению, период становления нашего государства в школе преподается узко и поверхностно, какими-то кусками, поэтому детям очень легко запутаться в истории.
– Сегодня многие люди, в том числе и учителя, отрекаются от недавнего советского прошлого, как от какой-то чумы. А ведь они забывают, что если бы не та, по их словам «совковая», власть, большинство из них никогда не получили бы высшего образования.
– Я ни от чего не отрекаюсь. Историю переделать нельзя – что было, то было: хорошее и плохое. Государство можно сравнить с большой семьей, где тоже случаются неурядицы, но они со временем утрясаются. На уроках я старалась всегда говорить детям правду и никогда ничего не приукрашивать. Я не требовала от детей, чтобы они цитировали текст из учебников и заучивали мои слова. Главное, чтобы они поняли суть того или иного исторического события, прониклись веянием эпохи. Да, в истории очень много спорных, неоднозначных моментов. История сложна, ведь она связывает нашу с вами жизнь с жизнью многих и многих ушедших поколений.
Галина Пташкина
Комментарии