search
main
0

Долг и возможности Тема “Организация Объединенных Наций и права человека”, 5-й класс

Цель: дать ученикам общие представления об ООН, о принятых ею документах, защищающих права человека. Расширить кругозор учащихся об окружающем их мире.
Оборудование урока: карта мира, иллюстрации, на которых изображены здание ООН и флаг ООН, рисунки ребят на тему “Дети народов мира”, текст Конвенции о правах ребенка.
План урока
1. Информация об Организации Объединенных Наций.
2. Документы ООН о правах ребенка.
3. Знакомство с правами и обязанностями.

Ход урока
На востоке Соединенных Штатов Америки, в городе Нью-Йорке, на берегу Ист-Ривер (работа с картой) находится необычно высокое светлое здание. В солнечную погоду оно кажется легким, воздушным. Вечером в его окнах зажигаются огни. Тогда здание напоминает маяк, свет которого виден далеко в океане.
– Кто из вас, ребята, видел или знает, что такое маяк и зачем он нужен?
Ученики рассматривают иллюстрацию здания ООН.
Это тоже маяк, только не для кораблей, а для всех государств нашей планеты. Это здание Организации Объединенных Наций (ООН). Этот маяк указывает народам Земли путь к миру и взаимопониманию. Днем рождения ООН является 24 октября 1945 года. В настоящее время в ООН входит более 200 государств мира. Советский Союз (бывшее название нашей страны) был одним из основателей этой международной организации. Генеральным секретарем в настоящее время является Кофи Аннан, представитель африканской республики Гана. ООН создана для того, чтобы укреплять мир и дружбу между народами; предотвращать войны и вооруженные конфликты; защищать права и свободы человека; делать все для того, чтобы людям жилось лучше.
Именно здесь, в здании штаб-квартиры, Генеральная Ассамблея ООН (ассамблея – это общее собрание представителей государств, входящих в ООН) приняла очень важный документ для всех детей – Конвенцию о правах ребенка 20 ноября 1989 года, которая состоит из введения, трех частей и 54 статей. (Конвенция – это международный договор, соглашение по определенному вопросу с взаимными обязательствами).
Те государства, которые подписали этот договор, обязались выполнять все то, что написано в Конвенции о правах ребенка. Верховный Совет СССР ратифицировал, то есть утвердил, придал договору юридическую силу, конвенцию (13 июня 1990 года).

Вопросы:
Почему детям всего мира важно знать о существовании Конвенции ООН о правах ребенка?
Зачем вам нужно знать о своих правах?
Нужны ли вам права?
Давайте вместе подумаем над этими вопросами.
Когда тебе хорошо, ты счастлив и не задумываешься о своих правах. А если появились проблемы, то разрешить их помогут ваши права. Они приняты мировым сообществом. Когда к людям приходит беда, им становится трудно, а ребенку особенно. Ведь он менее защищен. У него мало опыта и сил, чтобы постоять за себя.
У всех людей есть свои права (возможности). Причем у каждого из вас равные, одинаковые с другими. Зная о своих правах, умея их применять в жизни, вы будете лучше защищены, более уверены в трудные минуты.
В статье 42 Конвенции ООН о правах ребенка записано обязательство государств, подписавших ее, широко рассказывать о правах ребенка и взрослым, и детям. Поэтому мы с вами начинаем знакомиться с правами ребенка.
А что такое права? Вы часто слышите такие фразы: “Ты не имеешь права!”, “По какому праву!”, “Это нарушение моих прав”. Но вряд ли кто-то задумывался, о каких правах в этих случаях идет речь. Итак, права человека – это его возможности, его личные свободы и правила, которые каждый человек получает или обретает. У человека есть не только права, но и обязанности. Обязанности – это то, что он должен делать, они определяют его поведение, его поступки.
(Закон – это письменный документ, принятый соответствующим органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой. В законах закрепляются правила поведения людей, обязательные для соблюдения всеми).
В каждом государстве есть свои законы. Но есть и общие, международные законы, документы, в которых разъясняются права и обязанности людей. Одним из таких очень важных документов, закрепляющих основные права и свободы людей, является Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 года. Мы еще будем знакомиться подробно с этим документом. А сегодня только обратим внимание на то, что именно на основе этой декларации были разработаны другие документы о правах и свободах людей, в том числе и детей. Так, в ноябре 1959 года ООН была принята Декларация прав ребенка. (Декларация – это объявление, заявление об общих принципах, взглядах, намерениях. Декларация носит рекомендательный, заявительный характер).
Вы, ребята, часть населения планеты. Вас достаточно много. Для того чтобы детям всей Земли жилось лучше, чтобы они были защищены и по возможности счастливы, вам в помощь была принята Конвенция о правах ребенка.
О каких же правах идет речь? Это прежде всего право на жизнь, на имя, на гражданство, на защиту вашей жизни, чести и достоинства; право на семью, на свое мнение, на сохранение своей индивидуальности, на свободу мысли, на образование, на защиту от всех форм эксплуатации.
Вот с этими и другими правами мы с вами будем знакомиться и учиться правильно их применять в повседневной жизни. Поверьте, что правильно использовать свои права не менее важно, чем их просто знать. Например, кто говорит о нарушениях своих прав или сам нарушает права других. В чем конкретно они нарушены?
Допустим, мама или бабушка просят вас сходить в магазин за хлебом, а вы отвечаете:
– Это эксплуатация.
Или вам говорят:
– На улице холодно, надень куртку.
А вы в ответ: “Это насилие”.
Но вот вы просите бабушку приготовить завтрак, а она так же отвечает: “Это эксплуатация”.
Просьбу дать денег на книги или театр мама считает вымогательством. Значит, нужно более четко знать, в чем заключаются ваши права и обязанности, а также права и обязанности ваших родителей. Права есть у каждого, и люди равны в своих правах. Давайте будем помнить об этом.
Олег ЕНОВ,
учитель граждановедения
Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте