17 февраля на заседании правительства был одобрен проект Национальной доктрины развития образования
У России появилась образовательная Конституция. Так прокомментировал главное событие прошедшей недели ректор МГУ Виктор Садовничий.
Нельзя сказать, что принятие доктрины прошло без сучка и задоринки. Декларативность – недостаток, отмечаемый многими оппонентами проекта. По мнению министра образования Владимира Филиппова, это не упущение, а особенность жанра. “Доктрина – это декларация целей и задач в области образования, с одной стороны, а с другой – декларация ответственности государства перед сферой образования. Механизм реализации целей и задач этой доктрины на ближайшие пять лет заложен в Федеральной программе развития образования. Например, в доктрине написано “улучшение учебно-лабораторной материально-технической базы учебных заведений”. Казалось бы, декларативное положение. Но есть конкретная программа “Индустрия образования”, которая является разделом Федеральной программы. Есть целый ряд других подпрограмм: сельская школа, поддержка русского языка, интеграция фундаментальной науки и высшего образования, которые реализуют декларативные цели и задачи доктрины”.
Убедив членов правительства в этой части, Владимиру Филиппову пришлось выдержать новую атаку. На этот раз более серьезную, поскольку речь зашла о финансах. Согласно доктрине, к 2003 году уровень финансирования образования должен быть доведен до 6% от валового внутреннего продукта, к 2010-му – до 8 %, к 2025-му – до 10%. “Откуда взялись такие цифры и где взять деньги?” – поинтересовался вице-премьер Борис Христенко. “Эти параметры прописаны в Законе “Об образовании”, и снижать их нельзя, – стоит на своем Владимир Филиппов. – В прошлом году мы имели 3,05% от ВВП, в этом – уже 3,7%, то есть улучшили показатели на 0,65%. Если мы с каждым годом будем постепенно увеличивать финансирование образования, то действительно реализуем положенное нам – подчеркиваю – по закону. Ничего лишнего мы не просим”.
Аргументы убедили членов правительства. Доктрину в целом одобрили. Но не приняли окончательно. Дело в том, что в недрах правительства зреет еще один документ – социально-экономическая стратегия развития страны на ближайшие годы.
И как это у нас обычно бывает, левая рука не знает, что делает правая. Так, в первом варианте “стратегии” оплата труда работников образования была заложена ниже прожиточного минимума в стране. Тогда как в доктрине отражена норма Закона “Об образовании”, где говорится, что зарплата в образовании должна быть не ниже средней в промышленности. На согласование доктрины со стратегией отвели два месяца. Причем документы будут корректироваться “взаимно”.
То, что доктрину одобрили без существенных замечаний, по мнению Владимира Филиппова, говорит о качестве ее подготовки. Кроме Министерства образования, над проектом трудились профильные комитеты Думы и Совета Федерации, комиссии РАО и РАН. Доктрина обсуждалась в различных ведомствах – только министерства представили более 60 заключений. И все они были учтены разработчиками. Правда, не обошлось без казусов.
Вечером 16 февраля, накануне заседания правительства, Владимир Филиппов получил письмо от Российского космического агентства с предложением ввести в России… всеобщее космическое образование.
“Доктрину можно совершенствовать до бесконечности, – говорит министр. – Но я считаю, что получился очень хороший документ. С его принятием завершилось формирование концептуальных документов, направленных на сохранение и развитие российского образования”.
Наталья БУНЯКИНА
Комментарии