search
main
0

Доктор-сцена

Проблемных детей лечат театральные роли

Можно ли опровергнуть утверждение, что искусство имеет волшебную силу? Можно. Оно бессильно, пока к нему не прикоснулся человек и не пропустил его через себя. Зритель может испытать в театре эстетическое удовольствие или получить моральное назидание. С артистом, “проживающим жизнь” своего героя, происходят иные по силе воздействия… чудеса.

Спектакль – конечный результат…

О чудодейственной силе театра известно давно. Методы куклотерапии, психодрамы не первый год применяются в школах или классах для детей с трудностями в обучении. Обратимся к примеру ребят, артистическое будущее которых предопределено – детский церебральный паралич и большая сцена несовместимы. Но именно сцена стала их доктором.

Московский городской клуб “Контакты-1”. Здесь существует необычный музыкальный театр. Его артисты – не только здоровые ребята, но и дети с ограниченными возможностями здоровья. Их диагнозы: ДЦП, органические поражения ЦНС, вегетативно-сосудистая дистония, диабет, порок сердца и другие. На занятиях осуществляются психолого-педагогическая и лечебно-оздоровительная коррекция и развитие личности каждого ребенка. За счет чего?

Спектакль – конечный результат. Чтобы его достичь, нужно многим овладеть. Развить моторные функции и чувство ритма, укрепить костно-мышечный аппарат, научиться передвигаться в пространстве, перевоплощаться в будущих героев и сотрудничать с другими детьми. Все это достигается на занятиях по актерскому мастерству, сценическому движению, преодолению мышечных зажимов, развитию воображения, дыхания, голоса, артикуляции и мелкой моторики рук.

Музыкально-драматические занятия позволяют ребятам не только почувствовать себя лучше физически, но и возродиться морально. Признание их успеха – хороший стимул добиваться его и в будущем.

…а со зрителями

можно договориться

Дети группы риска. С каждым годом все больше и больше школьников попадают в эту категорию: нервных, обидчивых, проблемных. Категорию тех, кому нужна особая помощь. Метод драматической психоэлевации придумали известные вам по нашей газете психологи Ирина Медведева и Татьяна Шишова.

Почти любой недостаток можно повысить до уровня достоинства, утверждают авторы метода. Например, жадность постепенно превратить в бережливость, застенчивость – в скромность, медлительность – в обстоятельность, агрессивного ребенка сделать защитником слабых. Выявляя главную проблему – патологическую доминанту, в дело вступают специалисты.

В отличие от психодрамы, где на сцене дети вновь переживают нанесшие травму впечатления, на занятиях по методу психоэлевации травмирующие ситуации и эпизоды не показываются. Реальная жизнь минимально фигурирует в лечебных театральных этюдах. Ставя “лечебные сценки” в течение двух месяцев, ребенка можно “привести в порядок”. Однако, чтобы закрепить результат, детей вовлекают в постановку лечебного спектакля.

Пользуясь собственной классификацией невротических типажей, авторы написали сценарий пьесы “Волшебный сад”, в которой каждому типу нашлось место. Для постановки требуется два месяца. В труппу входят 7-12 человек. В качестве артистов в репетициях принимают участие и некоторые родители.

Кстати, родителей очень активно привлекают к коррекционной работе. Сблизить с ними ребенка – очень важная цель занятий. Ведь часто проблемы, с которыми ребята приходят в театр, – результат неблагополучия в семье. И потому говорить о полноценной психокоррекции детей в отрыве от психокоррекции родителей нельзя.

Итак, по истечении четырех месяцев готовый спектакль играется на публике. Кстати, зрителей должно быть не более 40 человек, и они должны себя правильно вести (о чем с ними заранее договариваются): аплодировать всем артистам и каждому в отдельности, выкрикивать “браво” и дарить цветы.

Если роль подобрана правильно, ее “проживание” помогает ребенку справиться со своим недостатком. И при этом совсем неважно, что ширму заменяет чье-то пальто, а маски сделаны из бумаги.

Ольга БИГИЛЬДИНСКАЯ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте