За что благодарны учреждениям системы среднего профессионального образования выпускники и работодатели? Прежде всего за то, что в колледжах и техникумах осуществляется практико-ориентированное обучение. Причем это касается учебных заведений как технического, так и гуманитарного профиля. Если обращаться к опыту работы технических ссузов, то у них уже давно внедрена система дуального обучения, при которой кадры готовятся в соответствии с реальными требованиями работодателей и в тесном взаимодействии с последними.
Педагогические колледжи тоже решили не отставать от передовых технологий, и в этом году санкт-петербургский педагогический колледж №1 им. Н.А.Некрасова впервые запускает проект по организации дуального обучения на отделениях «Дошкольное образование» и «Специальное дошкольное образование». В чем актуальность данного решения и каковы пути реализации проекта, рассказывает директор Некрасовского колледжа отличник народного просвещения Татьяна ГОЛЯДКИНА: – Действительно, в колледжах, которые готовят рабочие кадры, введена система дуального обучения, то есть учебный материал студенты получают в колледже, а практические занятия, помимо производственной практики, проходят непосредственно на производстве под руководством мастеров производственного обучения. Почему эта форма привлекательна и для нас? Мы хотим минимизировать отрыв той теории, которую должны дать в соответствии со стандартом среднего профессионального образования, от практики работы в детском саду, которая осуществляется в соответствии со стандартом дошкольного образования. По сути, мы сейчас готовим специалиста, основываясь как минимум на трех стандартах – стандарте СПО, стандарте определенного уровня образования (дошкольное, начальное общее) и стандарте педагога. Нельзя сказать, что требования стандартов к специалисту отличаются друг от друга, но когда требований много, то и подход может быть разный. Поэтому важно, чтобы теоретическая подготовка шла в русле практического применения, чтобы наши студенты понимали и ощущали прикладной характер полученных знаний. Летом мы собрались с коллегами из ведущих дошкольных образовательных организаций Санкт-Петербурга – наших баз практики – и говорили о внедрении дуальной модели. Речь шла о том, что нужно так сформировать учебный план колледжа, чтобы практика студентов, не нарушая образовательный процесс в детском саду, давала бы возможность реализации программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с реальными требованиями работодателей, стала условием формирования профессиональной мотивации обучающихся, способствовала трудоустройству выпускников колледжа. Важно, с одной стороны, максимально использовать кадровые и материально-технические ресурсы организаций-партнеров, а благодаря поддержке Комитета по образованию это лучшие детские сады города, а с другой – дать студентам возможность максимально полно проявить себя, свои новые профессиональные знания и формирующиеся умения. Результатом общей работы должна стать новая модель профессиональной подготовки кадров. Также мы решили, что необходимо основательно подойти к пересмотру документации, например формы дневника по практике, поскольку это должен быть не формальный документ, а документ, который действительно помогает ребятам и в котором отражено, что мы от них требуем, что у них получилось или не получилось и почему. Наша первоочередная задача – это увязать теорию с практикой так, чтобы детский сад получал в итоге того специалиста, которого ждет. Студенты, обучающиеся на отделении «Специальное дошкольное образование», выходят в детские сады, реализующие программы компенсирующей и комбинированной направленности. Если, скажем, студентка Маша Иванова решила, что хочет работать с детьми со сложным дефектом, то мы договариваемся с детским садом №41 «Центр интегративного воспитания» Центрального района, и она приходит на практические занятия и на преддипломную практику именно в этот детский сад. Образовательная организация готовит себе специалиста, а у Маши Ивановой, когда она окончит колледж и выйдет на работу, не будет страха общения с такими детьми, с их родителями и т. д.Кроме того, все идет к введению в профессиональных колледжах демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia как к форме итоговой аттестации, а дуальное обучение – это шаг, который приближает и подготавливает нас к демонстрационному экзамену. Как я уже говорила, есть стандарт СПО по определенной специальности, и в нем четко прописаны общие и профессиональные компетенции, то есть то, чем должен обладать наш выпускник. Демонстрационный экзамен в большей степени, чем выпускная квалификационная работа, поможет нам оценить, как же сформированы эти общие и профессиональные компетенции. Санкт-Петербург
Комментарии