Иван Ильин утверждал, что качество жизни определяется качеством человека, качеством его труда, а с другой стороны, само определяет качество человека. Преодоление противоречия в системе взаимосвязей качества жизни и качества человека исторически решает образование.
«Потребительское общество» сделало упор на «рыночного человека-потребителя». Качество его жизни определяется уровнем потребления материальных благ и наслаждений. Каждый стремится максимизировать свою собственную прибыль на основе главного мотива жизни – «делать деньги», на которые можно затем «купить» удовольствия. Здоровье, любовь и другие ценности вторичны, они зависят от того, сколько у человека денег, в этом рыночно капиталистическом идеале нет места ценности труда. В наше время труд начинает обесцениваться. Он признается постольку, поскольку может приносить доход. Если прибыль, доход можно получить, минуя труд, то сразу же избирается нетрудовой путь делания денег – спекуляция, воровство, торговля, силовые методы передела капитала, ростовщичество, многие пытаются пойти по этому пути, но еще Достоевский предупреждал, что погоня за материальным успехом оборачивается гибелью духовных, творческих начал в человеке и, следовательно, внутренней гибелью человека. В «Дневнике писателя» он пишет, что человек ждет, когда его жизнь «напитается» материальными благами, и что когда это произойдет, то он сможет заняться «высоким», заняться своей «душою». Но именно тогда, когда станет мяса вдоволь («ешь – не хочу»), когда появятся летательные аппараты, переносящие человека на большие расстояния, когда он «насытится» благами, именно тогда вдруг неожиданно он почувствует, что потерял душу, что «хлеба превратились в камни», что жизни не стало. В этих условиях роль учителя трудно переоценить. Именно он может наполнить жизнь своих учеников смыслом. Работа учителя не ограничивается только подачей учебного материала. Когда я рассказываю на уроках изобразительного искусства своим ученикам, например, о свойствах воздушной перспективы, то показываю слайд-шоу лучших произведений живописи. Дети видят прекрасные картины, созданные художниками в разные времена, в разных странах. Они уже могут подмечать красоту на улицах, в природе, даже на уроках черчения, которые я даю в старших классах, мне удается приобщить учеников к шедеврам мировой архитектуры. Теперь, когда мои школьники сравнивают особняк Арсения Морозова (Дом приемов Правительства РФ) с небоскребами Москва-Сити, то понимают, что у каждого стиля своя эстетика. Но самого большого результата в формировании личности ребенка мне удается достичь на дополнительных занятиях в студии керамики. Ребенок, взяв в руки мягкий, податливый кусок глины, конечно, не думает о том, как изменится его жизнь, если он научится лепке. Но сам процесс создания формы из бесформенного делает из него творца. Принято считать, что Бог создал первого человека из глины и вдохнул в него жизнь, стал человек подобен Богу, свободным в своем выборе и творцом. На занятиях с глиной происходит обратный процесс, глина, как самый податливый материал, пробуждает в ребенке его творческий потенциал. Пальчики, моделируя и сминая материал, передают через нервные окончания информацию в мозг, заставляя его быть более восприимчивым, настроенным на познание нового. Открытое сознание, стремление к познанию – залог получения качественного образования, которое в свою очередь гарантирует соответствующее качество жизни. Когда человеком овладевает идея, стремление к новым знаниям, житейские заботы отступают на второй план. Человек, который посвятил себя творчеству или занимающийся любимым делом, довольствуется малым, он не нуждается в признании его успешности, главное, его деятельность приносит пользу людям. Настоящее качество жизни не исчисляется наличием больших денег и недвижимостью. Качество жизни – состояние, когда человек находится в мире с самим собой, когда работа востребована, когда вечерами семья собирается вместе за ужином и неспешно беседует.Я педагог, всю жизнь проработал в школе и счастлив, что мне удается передавать моим ученикам радость созидания, чувства, что каждый может стать творцом, получив качественное образование.Владислав ДНЕПРОВСКИЙ, педагог дополнительного образования Центра образования №1240
Комментарии