search
main
0

ДоговОр без вариантов

В последнее время интерес к словарям очень сильно возрос, на мой взгляд, это прежде всего связано с большим количеством заданий на определение различных норм русского языка во время единого госэкзамена. Поэтому на уроках мы постоянно обращаемся к орфоэпическому, грамматическому и орфографическому словарям. Второй момент – особое внимание к этимологическому словарю, что объясняется подготовкой к олимпиадам. Особую ответственность мы чувствуем еще и потому, что на олимпиаду наша школа выставляет отдельную команду, таких школ в городе всего несколько. Олимпиада по русскому языку предполагает вопросы по этимологии, поэтому словарь помогает нам, когда нужно объяснить чередование, полногласие и неполногласие, – все это мы разбираем на уроках, но в большем объеме и в более сложных случаях при работе с одаренными детьми и во время подготовки к олимпиаде.

Третий момент – мы стараемся прокомментировать различные слухи, которые распространяются после издания приказа президента в 2009 году об утверждении списков словарей, содержащих нормы современного русского языка. И по телевидению, и в газетах прошла информация о разрешении произношения спорных слов в нескольких вариантах, например, договОр – дОговор, йОгурт – йогУрт, и дети сразу начали задавать вопросы, верно ли это. Мы в стороне оставаться не могли и, естественно, стали комментировать, особо обращая внимание на формы употребления слов. Например, в словаре есть указание, что договОр – это общелитературная норма, а дОговор – разговорная. Соответственно мы объясняем, что при разговоре с друзьями можно говорить как угодно, но в официальной речи, при ответах на экзаменах или у доски необходимо придерживаться общелитературной формы. Особенно обращаем внимание на то, что есть в орфоэпическом словаре и вариативные нормы, когда общелитературная форма признает два варианта (тЕфтели – тефтЕли, твОрог – творОг), а с дОговором это недопустимо, это однозначно разговорная форма. Вот такие непростые нюансы, которые обязательно нужно проговаривать с учениками.

Как я строю свою работу со словарями? Дети уже хорошо знают, что есть четыре словаря, соответствующие нормам современного русского языка: орфографический, грамматический, словарь ударений и большой фразеологический словарь. Дополнительно мы обязательно пользуемся справочником Лопатина «Правила русской орфографии и пунктуации», с помощью которого рассматриваем все трудные случаи, особенно при подготовке к ГИА и ЕГЭ. Например, в части А дается слово ЗИЖДЕТСЯ, и нужно определить окончание и соответственно спряжение глагола. Слово достаточно редкое. Чтобы его проанализировать, мы используем толковый словарь, проговариваем, что ЗИЖДИТЬСЯ – значит основываться на чем-либо: сила бойцов зиждется на вере в победу. Дальше я смотрю в этимологический словарь, от какого слова образовано, вижу, что из старославянского языка – от строить, создавать (здать), и потом мы переходим к орфографии, говорим, что глагол является исключением и относится к первому спряжению, значит, надо писать в окончании букву е. Детям постоянно нужно показывать, что произношение и употребление слов дело тонкое, а разобраться в этом и определить нормы помогают словари.

Я использую их и во внеклассной работе. Например, я проводила мероприятие «В гостях у словарей», когда одним из заданий была работа над словом. Команды брали определенное слово и рассматривали его со всех сторон: этимология, лексическое значение, ударение в слове, его синонимы и антонимы, употребление во фразеологических сочетаниях – то есть все, что можно рассказать о слове при помощи словарей. Такая работа всем очень понравилась.

Ольга ГОНЧАРОВА, учитель русского языка и литературы лицея «Многоуровневый образовательный комплекс №2», Воронеж

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте