search
main
0

Договариваться, а не убивать. Умеем ли мы это делать?

Среди многих собраний, конференций и торжеств, посвященных 60-летию Победы, у этого – особое лицо. Герой, о котором здесь говорили, по анкетным данным в воины не годится: слишком молод был. По всем международным соглашениям и нормам участвовать в войнах не должен. А коли не должен, то и в официальных документах истории говорить о нем вроде бы следует только как о жертве, а не деятельном и героическом участнике.

Организаторы конференции – Комитет общественных связей Москвы и Ассоциация исследователей детского движения – сформулировали тему сдержанно и вроде бы даже буднично: «Социальные ресурсы Победы: детское движение». А позвали людей, которые спокойно и буднично говорить о военном детстве просто не умеют. Сыны полков, вожатые, учителя тех лет выступали вместе с сегодняшними учеными, некоторые из них обратились к теме войны и детства впервые. Впервые открыли этот пласт истории с точки зрения детского патриотизма и героики.

Серьезность вклада детей подтверждается многими цифрами, названными в докладах. Особенно подробно и основательно изучены факты участия детей в военных действиях на фронтах и в подполье, в партизанском движении Белоруссии, в блокадном Ленинграде. Отдельная тема – трудовые подвиги подростков в глубоком тылу: в Казахстане, в Новосибирской области, в других краях, где военных действий не было. Эмоциональный отклик детей был так мгновенен, что пионерские объединения включались в общую работу в помощь фронту, не дожидаясь решений и распоряжений райкомов, горкомов, обкомов. Патриотический порыв, инициатива, а главное – способность к самоорганизации и понимание своей роли в общем деле, – это, по мнению докладчиков, заслуга именно пионерской организации.

Перечисление цифр и фактов, героических имен выглядело на этой конференции не только данью памяти маленьким героям, но поводом для размышлений: можно ли защитить детство от таких нечеловеческих испытаний в дальнейшем?

Понятно, что нынешнее празднование – повод для сплочения, повод для того, чтобы подробнее рассказать детям о Великой Отечественной, которую нынешние школьники иной раз путают с войной 1812 года. Повод рассказать, как рано взрослели, как брали на свои плечи недетскую ношу их сверстники в 1941-м. Но не случайно старейшина среди педагогов-исследователей, почетный профессор РГПУ имени А.И.Герцена Ксения Давыдовна Радина построила свое выступление на итоговом заседании больше в форме вопросительной, чем утвердительной или восклицательной. Что из нашего прошлого может стать основой для будущего? Слишком изменился мир за шесть десятилетий. И больше всех, пожалуй, изменилась сама Россия, та система ценностей, которая утверждается теперь в обществе. Сколь патриотично ни настраивались бы мы сами, главным лозунгом уже не может быть призыв к непреклонной принципиальности. Гораздо выше ценится теперь умение вести переговоры, вникать в доводы противоположной стороны. Договариваться, а не убивать. Умеем ли мы это делать? Как уже говорилось, на самой конференции такая способность была проявлена не очень убедительно. А времени на размышления и дебаты нет. Ксения Радина подчеркнула несколько раз очень тревожную истину: жизнь без детства – потерянная жизнь. Многие зарубежные исследователи, отмечая раннее взросление, включение малолетних в бизнес и сексуальные отношения, считают, что детство теперь зачастую искусственно сжимается, недопустимо сокращается пора созревания. Сберечь эти годы, обогатить, насытить их нравственными ценностями, чтобы полноценная личность могла сложиться в свои природные сроки, помочь ей осознать себя в многополярном плюралистическом мире – задача новая, сложная. Готовы ли мы решать ее?

Москва

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте