search
main
0

Догорающая картинка Методы психосамокоррекции в рамках эйдетики

Цель: максимально способствовать выявлению, инициированию, использованию субъектного опыта учеников.
Задачи:
– привлечь субъектный опыт школьников для определения понятия “психокоррекция” и его содержания в рамках диалогичной и полилогичной речи, помочь каждому ученику познать особенности своей личности, самоопределиться и самореализоваться;
– привлечь внимание детей и дать возможность выбора методов для самокоррекции внутренних состояний; развивать чувственную память (тактильную и обонятельную);
– учить четко осознавать цели своей работы, проводить самоанализ и рефлексию деятельности.
Оборудование:
1) чайник, травы, кружечки (для фиточасти урока);
2) магнитофон, релаксмузыка “Золотое путешествие”;
3) посуда для сжигания бумаги;
4) баночки с запахами;
5) тактильные карточки с различными поверхностями;
6) ученики должны принести 3-4 свои фотографии разных лет.
Ход урока
Объявление темы, цели, задач урока, основного плана урока.
Вопрос: Как вы понимаете, что такое психосамокоррекция? (С акцентом на слове “само”).
Совместными усилиями даем определение:
Психосамокоррекция – частичное изменение или исправление самим субъектом своих внутренних состояний.
Вопрос: Когда человек зафиксировал у себя какую-то ситуацию неблагополучия, какие пути выхода он видит для себя?
Обобщение ответов учеников:
I путь: человек старается восстановиться за счет каких-либо внешних источников. Личная позиция: “Вся моя жизнь зависит от различных обстоятельств, и я буду стремиться изменить обстоятельства (начальство, время, общество, учителя, жену (мужа)”. Такой человек готов лишь к тому, чтобы получать поддержку со стороны. Это подразумевает:
– уход в религию;
– обращение к врачу, психологу;
– снятие напряжения с помощью алкоголя, транквилизаторов, наркотиков;
– выход отрицательных эмоций на других людей.
II путь: человек старается восстановиться за счет внутренних сил.
Личная позиция: “Все, что происходит в моей жизни, зависит от меня. Значит, я должен разобраться в себе и понять, что мне нужно делать, чтобы изменить отношение к ситуации”. В этом случае человек становится хозяином своей жизни и берет на себя ответственность за все, что в ней происходит. Т.е. он готов к тому, чтобы развивать у себя способности к самокоррекции и саморегуляции (отдых, самовнушение, фитотерапия, ароматерапия, музотерапия, другие методы самокоррекции, договор с собой или с партнером, самоприказ и пр.).
Вопрос: Какие методы психосамокоррекции мы уже использовали на уроках? Или вы знаете самостоятельно?
Ответы учеников:
1. Фитотерапия – использование лекарственных трав для изменения своего состояния (чай “Золотой набор”, “Египетский фараон”, саган-дайля и др.).
2. Ароматерапия (с помощью запахов эфирных масел можно эффективно лечить неврозы, бессонницы, дистонии, другие последствия стрессов и т.д.).
Например, масла лимона, розмарина повышают точность работы, увеличивают скорость выполнения операций. Розовое, лавандовое масла снижают давление. Запахи моря уменьшают чувство тревоги, повышают равновесие, настроение.
3. Музотерапия (с помощью музыки также можно корректировать свое настроение, самочувствие). Например, можно прослушать “К радости” Бетховена, “Аве Мария” Шуберта при угнетенном меланхолическом настроении. Расслабляющее воздействие оказывают “Лебедь” Сен-Санса, “Сентиментальный вальс” Чайковского и др.
4. Методы эйдетики: “эхо в горах”, “перевоплощение” и т.д.
Разбор нового материала.
Методы психокоррекции в рамках эйдетики:
1) регрессия; 2) трансформация; 3) оживление; 4) перевоплощение; 5) “эхо в горах”; 6) отстраненность; 7) забывание; 8) управление ночными сновидениями; 9) “умирание понарошку”; 10) графические импровизации страха; 11) комбинированные методы.
Мы начнем сегодня знакомиться с методами психосамокоррекции: комбинированные методы и метод забывания (его четырех способов).

Комбинированные методы
а) Работа с тактильными карточками (5 штук) и баночками с запахами (5 штук).
Вопрос: Вспомните, было ли у вас хотя бы один раз, когда ваше самочувствие изменилось от запаха или тактильного ощущения?
Работа с комбинированными методами:
1. Разложи карточки (баночки) от самой неприятной до самой приятной. Сядь поудобнее, расслабив тело.
2. Задумайся, почему та или иная карточка вызывает разные чувства. Хорошо, если при этом возникнут реальные воспоминания.
3. Одно воспоминание сменяет другое. И заканчивается самой приятной карточкой и самым приятным воспоминанием.
4. Итак, в каждую карточку/баночку вы сложили реальное воспоминание, и оно остается там жить.
5. Когда у тебя будет плохое настроение, разложи карточки в таком же порядке, потрогай их, и твое плохое настроение улетучится.
Не имея карточек под рукой, ты можешь их себе представить.
Вопрос: Но почему их надо перебирать от неприятной к приятной, а не сразу взять в руки приятную?
Ответ учеников:
– Неприятная карточка играет роль хмурого собеседника. Ее главная цель – установить с тобой контакт.
б) Работа с фотографиями или картинками.
1. Разложи фотографии (картинки) в последовательности от самой неприятной до самой приятной.
2. Сядь удобнее, расслабь тело и вспомни, что может быть связано с этой картинкой. Хорошо, если воспоминание будет свежим, новым.
3. Картинки готовы к тому, чтобы менять настроение, вселять уверенность, улучшать самочувствие.

Метод забывания
Вопрос: Если вы что-то хотите забыть, то как вы это делаете?
(Ответы учеников, основанные на их субъектном опыте).
Знаете ли вы о том, что можно забывать ненужное и неприятное, основываясь на методах эйдетики?
1-й способ: 1. Нарисуйте или напишите на листке то, что вы хотите забыть.
2. Понаблюдайте, как горящая картинка сворачивается, превращается в пепел. Изображение сгорающей картинки какое-то время стоит перед глазами, а потом исчезает.
Секрет забывания: представление сгорающей картинки для забывания более эффективно, чем реальное сгорание.
2-й способ: рисование мелом с последующим стиранием того, что хочешь забыть (с полными ощущениями).
3-й способ: рисование на песке.
4-й способ: рисование на листке с последующим стиранием, смыванием.
Закрепление нового материала с помощью медитации
I часть – погружение в релаксационное состояние.
II часть – основная.
– Ты расслаблен и свободен.
– Представь, что ты можешь оказаться там, где тебе хорошо. Для кого-то это может быть собственный дом, для кого-то – поляна в летнем саду, где можно поваляться в траве, увидеть голубизну неба, услышать пение птиц и шелест листвы, почувствовать на губах привкус любимой ягоды.
Побудь немного здесь.
– Представь перед собой горящую свечу и картинку, которую ты выбрал для забывания.
– Если картинка видна неотчетливо, не делай усилий, подожди, пока она проявится сама.
– Представь, как она сгорает и забывается.
– Повторяй слова за мной про себя.
– Картинка забывается на 1 минуту (или на час, или на всю жизнь), она сгорает в пламени.
– Я вижу, как она превращается в пепел, чувствую тепло пламени, слышу, как сворачивается в трубочку сгорающая картинка.
– Она забывается все больше и больше.
– Пытаюсь вспомнить логически и не могу – вспоминаю любую другую картинку, кроме этой.
– С каждый занятием у меня все лучше и лучше по моему желанию будет получаться забывание.
III часть – выход.
Подведение итогов урока
1. Попытайтесь вспомнить свои внутренние ощущения до урока, во время и сейчас.
2. Что нового вы узнали на уроке?
3. Что показалось интересным?
Спасибо всем за работу.

Валентина ГАНЬШИНА,
педагог-психолог МОУ
“Лицей N 1”
Усолье-Сибирское,
Иркутская область

Литература

Якиманская И.С. “Личностно-ориентированное обучение в современности”.
Матюгин И.Ю. “Как научиться забывать ненужное”, М., Центр “Эйдос”, 1996 г.
Рогов Е.И. “Настольная книга практического психолога в образовании”, М., Владос, 1996 г.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте