search
main
0

«Docendo docemur». или «Уча, мы сами учимся»

Светлана САБЕЛЬНИКОВА, учитель начальных классов школы №1113, методист, финалист конкурса «Учитель года Москвы-2006»:

– Однажды каждый человек оказывается на распутье жизненных дорог, решая один из самых важных вопросов: «Кем быть?». Когда-то такой вопрос мучил и меня. В нашей семье не было трудовых династий, никто никогда не советовал в выборе профессии. Юный неопытный взгляд обратился к тому, что было знакомо и привычно: десять лет подряд я постоянно видела рядом с собой людей только одной профессии – учителей.

Честно сказать, обучение в школе не оставило в моей душе каких-то ярких, добрых впечатлений и воспоминаний. Я воспринимала учебу как нечто обязательное и рутинное, не имеющее отношения к эмоциям и чувствам. Однако дух школы был во мне настолько силен, что, нисколько не колеблясь, я решила продолжить обучение на педагогическом поприще.

Что же это за профессия такая – учитель? Мне кажется, что многие выбирают эту профессию корысти ради. Во-первых, кому, как не учителю, предоставляется возможность попробовать себя также и в другом профессиональном качестве, начиная от нянечки детского сада и заканчивая всемогущим фокусником. Ведь если задуматься, то учителю дана такая власть, о которой не могут мечтать и премьер-министры. Во-вторых, это пожизненная гарантия от похищения с целью выкупа. В наше время очень актуально. Третья причина – это сохранение здоровья и фигуры в прекрасной форме. Поскольку маленькие дети обладают большой двигательной активностью, то имеется прекрасная возможность совмещать приятное с полезным: 8-часовой рабочий день работы в школе заменяет 5-часовое посещение фитнес-центра. Какая экономия времени и средств!

Другие удовлетворены тем, что имеют продолжительный отпуск и всегда в летнее время, практикуются в воспитании чужих детей, прежде чем завести своих, и т. д. и т. п.

И наконец самое главное, на мой взгляд: сегодня за хорошее образование надо недешево заплатить. У педагога же есть возможность повышать свое самообразование, даже не выходя из стен школы, так как есть чему и у кого поучиться. Многому можно научиться у своих наставников, еще большему – у своих друзей, но больше всего – у своих учеников.

С какой стороны ни посмотри, выгодная какая профессия – учитель! Но при одном-единственном условии: ты любишь то, что преподаешь, и тех, с кем общаешься.

…И вот однажды они встречаются: учитель и его ученики. Учитель видит перед собой обращенные глаза: пытливые, доверчивые, ожидающие. Проверка – посерьезней любых комиссий.

Первая практика в школе… первый урок, ватные ноги, смятение чувств…

И вдруг – неожиданная легкость, полет и рожденное в один миг понимание: всю свою жизнь я посвящу детям. «Надо, чтобы работа приносила радость, дети учились легко и весело. Чтобы мы воспринимали школу как свой родной дом», – мечтала я.

Но как стать настоящим, хорошим учителем? Ведь этому нигде не учат. Практика так же далека от теории, как запись значков на нотной бумаге от прекрасной, полной оттенков и нюансов мелодии.

Давайте представим мысленный диалог между учеником и начинающим учителем:

Ученик: Хочу получать одни пятерки…

Учитель: Общепринятая система оценивания от 2 до 5 баллов включительно.

Ученик: Хочу каждый день получать новые знания…

Учитель: В тематическом планировании на изучении некоторых тем отводится по 2-3 часа на повторение.

Ученик: Хочу, чтобы учитель обращал на меня внимание…

Учитель: В классе детей может быть 20 и больше. Каждый ребенок получает внимание учителя, поделенное на число учеников в классе…

Что же получается? Современная школа – это сгусток противоречий: обучение или развитие способностей, обучение или воспитание, теория или практика, обучение основам наук или ориентация учеников на новейшие достижения, развитие личности ребенка или всего коллектива в целом, усиленные занятия или здоровье детей?..

Стремления и желания ученика встречают преграду, помеху в виде нормативных документов, тематического планирования, государственного программного материала, которых должен придерживаться учитель. Не сломать хрупкому маленькому человечку преграду только потому, что учитель старше, опытнее, мудрее, сильнее, авторитарнее! И детское «хочу» постепенно превращается для некоторых школьников в «не буду»!

У С.Я.Маршака есть замечательное стихотворение, над строками которого стоит задуматься:

Он взрослых изводил

вопросом «Почему?».

Его прозвали «маленький

философ».

Но только он подрос, как

начали ему

Преподносить ответы без

вопросов.

И с этих пор он больше никому

Не задавал вопроса

Как часто мы вступаем в противоречие с желаниями маленьких детей, навязывая им то, что с нашей точки зрения является нужным и важным! Как часто наше «надо» не совпадает с вопросами и задачами, которые ребенку ставит сама жизнь!

А может быть, не сталкиваться со стремлением ученика, не идти наперекор, напролом, а, наоборот, использовать силу ребенка как подспорье, своеобразный рычаг для реализации своих, учительских, целей? Нужно только умелой рукой направить желания ученика в нужное русло. Встаньте не напротив, а рядом с учеником – и уже не только его, а ваши совместные желания приобретут невероятную мощь и уверенность. Вы будете находиться не в противодействии, а во взаимодействии друг с другом.

Предложите ребенку на уроке быть не просто учеником, а исследователем, открывателем, творцом, мыслителем, наблюдателем… Не ведомым, а ведущим.

Пусть потом учитель предложит детям услышать и увидеть ритмический рисунок песни, назвать автора стихотворения и вспомнить другие его произведения, выразить словами свои чувства после услышанного, попросит детей придумать свои колыбельные песни (если это урок литературы).

А может быть, вместе с детьми выберет предложение для синтаксического разбора, слова для фонетического или морфологического анализа, предложит ребятам самим придумать задания к этому тексту (если это урок русского языка)…

Можно предложить детям необычно сформулированную тему или нетрадиционно поставленную цель урока – вы подогреете их интерес, увеличите мотивацию к сотрудничеству, содружеству, содействию.

В работе я решила довериться своей интуиции и своему сердцу. Старалась общаться с детьми так, как хотела, чтобы общались со мной. И оказалось, что я почти сразу получила в подарок подсказку от детей. Глядя в их светлые, чистые глаза, я поняла, что они доверяют мне свои души. И какой станет каждая душа, во многом зависит от меня. В этих все более знакомых глазах я училась читать их состояние, настроение, готовность к сотрудничеству, детские тревоги, радости, их надежду на понимание.

Маленький человечек уникален, неповторим, не похож ни на кого. Учитель должен быть одновременно со всеми и в то же время с каждым в отдельности, уделяя только ему свое внимание. Узнавая друг друга, мы уже воздействуем друг на друга: уважение, доброжелательность, искренность, внимание рождают союз, наделенный мощным воспитательным потенциалом.

Учитель воздействует на ученика, а ученик – на учителя. Они помогают друг другу поверить в собственные силы. «Я верю тебе и верю в тебя», – думает ученик. «Я верю в твои силы», – говорит учитель. Этот диалог возможен, если мое участие будет искренним, совет – добрым, вера – созидающей.

Дети, мотивированные на успех, по определению не способны получить комплекс неудачника. Они не застрахованы от неудач, но никогда не опускают крылья и проявляют большую настойчивость в достижении поставленных целей. Успешность ученика – это успех учителя.

Мои дети – Саши, Оли, Миши, Анжела, Паша… (их у меня уже 124!) – научили меня главному: каждый ребенок имеет право на любовь и уважение и ценит более всего в своем учителе справедливое и доброе, человеческое отношение.

Дети умеют быть благодарными. И никогда не скажут вам, что это именно они научили вас многому. Это они знают о справедливости, доброте, честности, скромности, нравственности гораздо лучше любого взрослого.

Мне вспоминается одна притча.

Один человек захотел изменить мир. Он рьяно принялся за дело. Природу – деревья, кусты, травы – он поменял за 20 лет, зверей и птиц – за 15 лет, все постройки поменял за 10 лет, людей он изменил за 3 года.

Когда человек закончил свою работу, то он встал, окинул взглядом мир, который у него получился. На его лице было удивление, так как он увидел мир таким, каким тот был в самом начале.

Тогда человек решил измениться сам. Ему потребовалось лишь одно мгновение, и как только он изменился, то сразу, не оглядываясь вокруг, заметил, что мир стал таким, каким он и хотел его видеть.

Меняются дети, а значит, меняется учитель. Хочется выйти за пределы своего класса, своей школы, поделиться тем, что наработано, каковы результаты твоей собственной методики. Хочется открывать новое, неизвестное и заручиться поддержкой коллег в том, что все ты делаешь правильно, умно, что, отказываясь от «бездетной» педагогики и очеловечивая среду вокруг себя, мы творим нечто новое, совершаем революционный прорыв к школе будущего.

И в этой школе будет сохранена чистота души каждого ребенка. И в этой школе откроется в каждом ребенке Человек с большой буквы.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте