Docendo discimus – обучая, мы учимся сами. Этой цитате Сенеки уже около двух тысяч лет, и она, теперь я точно знаю, никогда не утратит своей актуальности. Тем не менее наше время радикально отличается от эпохи римского философа-стоика и поэта. XXI век – это прежде всего бесконечный поток информации. На любой вопрос можно найти ответ в Интернете за считанные секунды. В такое непростое время мне довелось начать свой педагогический путь.
Еще будучи студенткой, я понимала, с чем столкнусь, когда начну преподавать: с учениками, выросшими в век технологий, которых мало чем можно удивить. И вообще, зачем учитель, несовершенный человек, обладающий очень ограниченными знаниями, когда можно задать абсолютно любой вопрос всезнающей Мировой паутине?Действительно, в наше время граница между учителем и учеником размыта. Не всегда понятно, кто кого учит. Порой ученики просто загоняют в угол количеством вопросов, на которые учитель (особенно молодой и неопытный) не может сразу дать ответ. С одной стороны, авторитет учителя подрывается, ведь, получается, учитель чего-то не знает. С другой стороны, ученики стимулируют преподавателя на дальнейшее развитие его профессиональных, а также личностных качеств. Учитель развивается, когда ищет ответы на вопросы учеников, когда дома при подготовке к занятиям пытается найти такую форму подачи материала, которая была бы интересна ученикам и соответствовала бы их потребностям. Вообще, профессия учителя предполагает непрерывное обучение, осуществляемое не только на курсах повышения квалификации, но и в реальной жизни. Именно ученики предоставляют нам эту уникальную возможность – каждый день учиться у них чему-то новому: быть терпеливее и креативнее, всегда быть в курсе последних событий. Изо дня в день они негласно напоминают мне, что каждый человек неповторим в своем мироощущении. Они буквально спасают меня от ловушки стереотипного мышления, которая, на мой взгляд, является первопричиной всех конфликтов нашего общества. В английском языке есть прекрасное выражение «Keep an open mind!» Дословно это переводится: «Держи ум (мышление) открытым!» А еще один мудрый человек сказал: «Our mind is like a parachute – it only works when it’s open» – «Наш ум подобен парашюту: он сработает, только если его открыть». Иногда я думаю, что если бы не общение с учениками, мой парашют никогда бы не раскрылся…Мария КРИВАНОВА, учитель английского языка гимназии «Марьина Роща», участница конкурса МГО профсоюза «Педагогический старт»
Комментарии