Школа, как и люди, имеет свою биографию, свою историю. Днем рождения обычно считается день ее открытия, когда она распахивает двери перед детворой, которой суждено здесь прожить целую вечность – от первого и до выпускного класса. И каждый выпускник, и каждый класс оставляют свой след в жизни школы. Так страница за страницей накапливается история.
Московская школа №175 старейшая в столице. Ей от роду почти 150 лет, из ее стен вышли почти 15 поколений. Тогда, в 1858 году, в Москве по ходатайству союза попечителей появились сотни учебных заведений и будущая 175-я в их числе. А сначала она называлась школой Франца Ивановича Креймана. И разместилась она всего в нескольких комнатках, а учеников было четверо. Через семь лет, в 1865 году, император Александр II даровал право «переименовать содержимый г. Крейманом частный пансион в частную мужскую гимназию». В основу ее была положена классическая образовательно-воспитательная программа. Иностранные языки преподавали педагоги из-за границы, гимнастику – спортсмены, пение – музыканты, танцы – хореографы, рисование – художники. Еще через несколько лет в школе появились хорошо оснащенный физический кабинет, естественно-историческая коллекция, большая библиотека.
В 1904 г. для нее строится собственное трехэтажное здание в Пименовском переулке (раньше это учебное заведение помещалось то в одном здании, то в другом). Теперь появилось постоянное пристанище (в 1922 году Пименовский переулок был переименован в Старопименовский). Кстати, однажды школу выселили и разместили здесь Ветеринарный институт. Но в 1925 г. ее вернули навсегда. Сначала школа существовала под номером 38, потом – 68, затем – 25. Семьдесят лет назад она получила свой настоящий номер – 175. Коллектив ее и сегодня старается поддерживать многие замечательные традиции, которые были заложены и самыми первыми, и последующими педагогами, и руководителями этого учебного заведения.
За минувшие десятилетия здесь учились самые разные ученики, но все они как один любили свою альма-матер, помнили и помнят ее те, кто здравствует, обязательно навещают в день ее рождения.
175-я в эпоху социализма в народе называлась правительственной. Действительно, здесь в основном учились дети партийной и советской элиты. И это, естественно, накладывало особый отпечаток на ее жизнь и быт, на взаимоотношения учеников и учителей, на взаимоотношения ребят между собой.
Скажем, дети представителей первого эшелона власти сторонились сверстников «второстепенной элиты». Учились здесь дети вождя всех времен и народов, Молотова, Булганина, Поскребышева, Жукова, внучки Горького.
Сегодня в этой школе занимаются самые обычные девочки и мальчики, многие из них живут довольно далеко, ездят иногда с пересадкой, на двух видах транспорта, потому что эта школа, хотя и не лицей и не гимназия, тем не менее дает очень основательные, прочные знания, достаточные для того, чтобы без репетитора учиться в хорошем вузе.
С давних-давних времен в
175-й школе сложилась теплая, по-домашнему уютная атмосфера содружества. Между детьми, педагогическим коллективом и родителями. Вечером обычно никому не хочется уходить, потому что после уроков ребята проводят время интересно, весело, радостно. Родители сами по вечерам сюда заглядывают на огонек, который не гаснет до семи, а то и позже, а затем уже вместе с сыном или дочерью уходят домой.
– У нас все ребята, учителя и многие родители участвуют в театральных представлениях, которые отличаются особой массовостью. Никто из детей не остается в стороне, сторонним наблюдателем, зрителем, здесь все актеры и все зрители, – говорит завуч Татьяна Станкевич.
С первого по девятый класс (в десятом начинается профильное обучение) учителя развивают личность в каждом ребенке, пробуждают в нем творческие способности, дарованные природой художественные наклонности. Шесть часов в неделю ученики постигают театральное мастерство: два часа актерского мастерства, два – хореографии, два часа пения. И в итоге, демонстрируя полученные умения, ребята устраивают потрясающие праздники. Стали традицией весенний и осенний балы. В них участвуют все без исключения ребята. Никого не выбирают, никого не отстраняют.
Всем нравится спектакль «Кошкин дом». Ведущие партии у взрослых учеников. А хрюшки, наседки – младшие. Скажем, первоклассники – наседки. Второй класс – хрюшки. У каждого свой характерный танец.
В школе есть театральная студия, в которой дети оттачивают актерское мастерство на более высоком уровне. А в том же «Кошкином доме» участвуют все, а не только те, кто посещает студию. Когда родители смотрят этот грандиозный спектакль, они с удовлетворением отмечают, что каждый ребенок занят, у каждого получается. И это, конечно, радует пап и мам. И учителя тоже играют в спектакле. Постепенно и многие родители захотели стать актерами и переместились из зала на сцену.
Очень важно, что дети, благодаря этому и другим увлекательным праздникам, вечерам и интересным урокам в том числе, с удовольствием идут в школу и остаются в ней до вечера, потому что во второй половине дня участвуют в самых разных студиях, кружках и секциях. Занимаются они всем, к чему только может лежать детская душа: изготовлением костюмов, детских игрушек, оригами. В течение нескольких часов дети перемещаются из одного кружка в другой, из одного помещения в другое, с этажа на этаж, и никакой усталости. Так они отдыхают. Недавно подготовили еще один спектакль – «Снежная королева».
Дети активно участвуют в конкурсах, олимпиадах – окружных, городских. Есть в школе своя анимационная студия, где ребята снимают мультфильмы. Сами придумывают сюжет. Рисуют фигурки, а затем медленно-медленно, этап за этапом снимают мультфильм. Таким увлекательным делом занимаются и самые маленькие – первоклассники, а также мальчики и девочки постарше.
Юные мультипликаторы стали победителями окружного конкурса «Юные таланты – художники». И, конечно же, ученики 175-й полюбили другой окружной конкурс – «Театральный олимп».
Привлекает их и творческий конкурс «Алло, мы ищем таланты!». Каждый класс представляет своих победителей в разных жанрах искусства: чтение стихов, прозы, танец, хореографические композиции, собственные постановки детей эстрадных танцев, вокальные номера.
Есть здесь ребята, которые, можно сказать, профессионально занимаются хореографией. Для этого оборудованы специальные классы с зеркалами, станками. Девочки из десятого класса одновременно учатся в профессиональных студиях.
Есть еще одна сложившаяся традиция. В течение нескольких лет старшеклассники выезжают в Тарусу. Ходят, смотрят, а затем у костра рассказывают о своих впечатлениях. Здесь дети для учителей открываются с совершенно неожиданной стороны. И благодаря этому и ученики, и педагоги начинают лучше понимать друг друга. Как-то учителя показали во время такой поездки тайно подготовленный спектакль. Успех был полный. Дети были благодарны учителям за такой неожиданный подарок. Окрыленные преподаватели решили подготовить еще один «взрослый спектакль» к Новому году.
У учеников 175-й школы есть маленькие подшефные – воспитанники детского дома в Осташкове. В конце декабря вот уже четыре года ребята ездят в гости к своим друзьям в Тверскую область. Показывают им спектакль, дарят подарки, в том числе сделанные своими руками. По словам Татьяны Станкевич, они возвращаются в Москву совсем другими. Для кого-то это потрясение, для кого-то это изменение взглядов на окружающую жизнь. Один мальчик молчал всю обратную дорогу, а в конце сказал, что на будущий год он опять хотел бы поехать. Когда его спросили, почему, он ответил: «А я обещал».
Ученикам школы №175 очень приятно, что их ждут в этом детском доме как хороших, добрых друзей, что им рады и очень не хотят потом расставаться. В этой акции «Помощь детскому дому» принимает участие вся школа. В течение месяца идет сбор подарков.
Конечно, ребята здесь не только поют, танцуют, участвуют в спортивных соревнованиях разного уровня, но и готовятся к деловой, общественной жизни в современных условиях. Есть у них свое ученическое самоуправление, ежегодно избирается совет школы. А сначала они учились искусству управления. Старшеклассники ездили на семинар в Подмосковье, где для них устраивали тренинги, развивали у них лидерские качества. Те члены школьного совета, которые побывали на этом семинаре, вернулись окрыленными, вдохновленными, уверенными в себе. Они поняли, как нужно строить самоуправление, поняли, что они сами могут многое сделать для школы.
Им, например, администрация полностью доверила организацию и проведение дискотек. Подростки сами подбирают музыку, опрашивают детей, что бы те хотели видеть и слышать на дискотеке, и пожелания учитывают. Они же организовали день школьного самоуправления. Им предоставили полную самостоятельность, а они сами разработали расписание, подготовили своих дублеров – учителей и проверили готовность каждого. Целый день дети «правили» школой, поддерживая друг друга, помогая друг другу.
На этот раз самоуправление продолжалось только половину дня, пока не закончились уроки. А вот в феврале ученический совет будет управлять школой весь день, с утра и до вечера, пока все дети не разойдутся по домам. Учителям особенно приятно в такие минуты наблюдать за своими питомцами: они становятся серьезнее, ответственнее, проявляют организаторские способности, умение быстро находить выход из нештатных ситуаций.
Хорошей традицией становится празднование дня школы. Каждый год второго октября отмечается день ее рождения. Приходят выпускники разных лет, в том числе и конца тридцатых годов прошлого века. К этому дню ребята готовят театрализованное представление. После спектакля устраивается большое чаепитие. Каждый класс готовит угощение для себя и для гостей.
Замечательно, что в этой школе в любом деле, малом или большом, значительном или малозаметном, заняты все. Для всех обязательно найдется роль, найдется место для приложения сил. Каждый отвечает за какой-то участок. Никто не ощущает себя обделенным, невовлеченным.
Именно в своей родной школе у воспитанников 175-й возникает чувство причастности сначала к самой школе, в ней многое делается их руками, их усилиями, затем к городу, его жизни. Они любят свою столицу, знают хорошо ее историю, ее музеи и театры. Эта причастность и к жизни в стране (скажем, те же поездки в детский дом в Тверской области) показывает, что ребятам небезразлична судьба других людей, что они очень хотят помочь детям, лишенным своей семьи, своего дома.
К 60-летию Победы ребята делали Книгу Памяти, куда включали историю своей семьи, писали про родственников – участников Великой Отечественной войны и тем самым выражали свою сопричастность к великому историческому событию в жизни страны: дед воевал, прадед воевал, рассказы об этом передаются из уст в уста. Отношение детей к школе, к жизни складывается из их поступков.
Ученикам нравятся «круглые столы», за которыми собирается большое количество участников обсуждения, нравится, что мнение каждого считается важным. Они высказывают свое отношение к событиям, явлениям. Ежегодно проходит «круглый стол» по проблеме «Толерантность». В этом году выбрана тема «Национальные особенности». Каждый класс выбрал себе определенную национальность и готовит все об этой национальности: костюмы, изучал традиции, культуру, особенности одежды, кухни, быта. В прошлом году вели речь о том, что такое толерантность, есть ли у нас такая проблема. Был открытый диалог, и дети сказали, что это их тоже касается и что надо быть терпимее к людям другой национальности, другой культуры и веры. Интересно, что учителя почти не говорили, слушали, а говорили в основном ребята. Высказывались как пятиклассники, так и ученики старших классов.
175-я школа – самая обычная, без углубленного изучения какого-то предмета, но здесь ребята получают хорошие, прочные знания по предметам и всестороннее развитие своих способностей. Старшеклассники, которые выбрали для себя определенную профессию, получают более широкие знания и именно по этому профилю. Многие ученики готовят и защищают интересные проекты, проводят презентации.
В старших классах есть гуманитарная направленность. Есть медико-биологическая, и скоро будет подписан договор школы с Первой медицинской академией. Выбирают и педагогику – в этом году две девочки собираются поступать в педагогический вуз. Они – участницы окружного конкурса «Новое поколение-2007». Ученицы успешно прошли первый этап, готовятся ко второму, пишут эссе на тему «Педагог – это моя будущая профессия». Недавно пришла сюда работать после педагогического колледжа бывшая выпускница школы Светлана Гимальдикова. Ей легко и интересно работается здесь, ведь она вернулась в родной дом.
В школе работают учителя разных поколений. Есть педагоги с большим стажем и совсем молодые. Давно работает учитель истории Татьяна Зайцева, о ней упоминается в сборнике «Учительские династии Москвы». Много лет преподают Ирина Андреевна Колесова, Лидия Павловна Шам, Ольга Николаевна Соловьева. Добрым словом отзываются дети и о Наталии Викторовне Бильдяковой.
Возглавляет школу замечательный педагог, хороший менеджер и организатор всесторонней жизни в школе Наталия Григорьевна Сорокина. Она из тех, кто сохраняет то лучшее, что было заложено ее предшественниками, и поощряет развитие новых традиций, новых начинаний, инициатив, всего того, что делает жизнь в школе еще более радостной и привлекательной для детей, создает условия для творчества педагогов.
Комментарии