«Совдеповский директор» – так прозвали Марину ЗИНИНУ родители одной из школ, которой она руководила. Сначала думала обидеться. Потом поняла, что это комплимент. Ведь ее директорская суть складывается из лучших традиций советской школы и новаторства нашего времени.
Сегодня Марина Викторовна возглавляет среднюю общеобразовательную школу №11 Екатеринбурга. Педагогический путь директора, как это почти всегда бывает, начался с учительской стези: после окончания Уральского государственного университета (теперь УрФУ) пришла в школу учителем физики. Одно время совмещала преподавание и управленческую деятельность. Но директорство забирает человека без остатка. Почти. И сейчас она иногда ведет уроки, когда учитель физики приболеет или занят на повышении квалификации: себе в удовольствие и должности на пользу. Ведь детям, особенно старшеклассникам, важно видеть в руководителе учебного заведения еще и отличного преподавателя.
Общий директорский стаж Зининой 17 лет, общий педагогический – 33 года. В ее багаже руководителя есть ценный опыт: создание школы с нуля. Лицензирование, аккредитация, собирание коллектива, заложение традиции… Когда процесс запущен и все функционирует справно, возникает желание двигаться дальше.
Школу она возглавила 6 лет назад.
– Что было вашей первой задачей в должности директора нового для вас учебного заведения?
– Сохранить лучшее, развить недостающее. Школа у нас с углубленным изучением отдельных предметов. Раньше в старших параллелях были так называемый класс УПИ – сейчас технологический – с усилением физики, математики, информатики и медицинский класс (на тот момент действовал договор с Уральской медицинской академией). Средний балл ЕГЭ по физике – 92! Бывают и стобалльники. Хорошие результаты по математике, биологии. В каждом выпуске есть ребята, которые идут в медицину и на технические специальности.
Но дети, которые искали себя в гуманитарном направлении, порой уходили в другие школы. Тогда мы создали третий профильный класс – универсальный, где повышенное содержание таких предметов, как история, обществознание, экономика.
– Про 11‑ю я слышала как про школу со спортивным уклоном. Когда шла к вам, увидела аж два стадиона!
– Раньше здесь работал сильнейший тренер по конькобежному спорту. С тех времен на зимних уроках физкультуры дети катаются не на лыжах, а на коньках. В начале третьей четверти вижу, как малыши с трудом выползают на лед, а через пару месяцев передвигаются по нему уже вполне уверенно!
– Марина Викторовна, изменилась ли управленческая команда с вашим приходом?
– Да, конечно. Нам вместе пришлось многому учиться: читать и составлять документы, проводить итоговую аттестацию – на базе школы был создан пункт приема экзаменов. Не могу сказать, что у нас молодая административная и педагогическая команда.
Ценим опыт. Есть у нас уникальный педагог – преподаватель физики Долорес Пашкина, человек, молодой душой в 83 года!
Учителям математики, истории по 69‑70 лет. Несмотря на солидный возраст, они прекрасно осваивают новые технологии.
Конечно, приходят и свежие выпускники педвузов. Есть те, кто в свое время окончил эту же школу.
Я много лет наблюдаю смену педагогических кадров и пришла к такому выводу. В советские годы учителя работали за идею. Было много тех, кто горел на своем рабочем месте. Их сменило несколько иное поколение: они готовы работать за идею плюс материальное вознаграждение. И таких сейчас большинство. А вот среди самых молодых замечаю, что они хотят работать только за деньги. Понятно, что зарплата – немаловажная часть нашей жизни, она должна быть достойным вознаграждением за труд. У нас в среднем по школе получают 45 тысяч рублей при средней педагогической нагрузке 32 часа в неделю. Тем, у кого малый стаж по возрасту, доплачиваем «за молодость». Тем не менее весь наш коллектив по-прежнему работает за идею. Те, у кого это стремление не выражено, не удерживаются, уходят.
– Что вы имеете в виду, когда говорите «работать за идею»?
– Для меня это значит не быть равнодушным. Не проходить мимо. Наблюдать внимательно за каждым ребенком, помогать, когда это необходимо. Иногда родители расписываются в собственном бессилии, значит, надо поддерживать их, направлять.
Первый класс у нас набирается за первый же день записи. Школа востребована, значит, наш подход оценивается родительской общественностью положительно.
– Как часто бывает в больших городах, школа рассчитана на значительно меньшее количество учеников, чем по факту?
– Да, мы в этом плане не исключение. Сегодня обучаются 848 детей при расчетной нагрузке по техническому паспорту помещения 496. Занимаемся в полные две смены. Особенно большая нагрузка приходится на столовую, где всего сто посадочных мест. В итоге дети у нас кушают целый день.
Техническая оснащенность школы неплохая, углубленное изучение предметов требует крепкой лабораторной базы. Но еще раз повторюсь: не стены и не техника определяют качество образования, а люди. Увлеченный и надежный коллектив.
Вот пример. Вместе со мной в 11‑ю школу пришла Елена Гончарова, которая создала замечательную театральную студию. Ребята выступают на международных фестивалях, показывают спектакли на самых разных сценах, в том числе в областном Театре юного зрителя, с которым заключен договор о сетевом взаимодействии. В условиях пандемии освоили формат видеозаписи, наши спектакли можно посмотреть на специальном канале в YouTube.
С одной стороны, мы стараемся придумывать что-то новое, интересное. С другой – поддерживаем уже существующее, зарекомендовавшее себя положительно в течение многих лет. Из добрых традиций не могу не упомянуть о волонтерстве. Здесь все серьезно: волонтерские удостоверения, реальная помощь реальным людям. Недавно проводили неделю безопасности на дорогах, вместе с представителем ГИБДД регулировали движение и задерживали тех, кто нарушал правила дорожного движения. Летом старшие волонтеры работают вожатыми в пионерских лагерях.
Каждый год мы выпускаем несколько медалистов, золотые аттестаты которых подтверждаются превосходной сдачей единых государственных экзаменов. Это тоже результат самоотверженного учительского труда.
– Сегодня говорят о падении учительского авторитета. Вы с этим согласны?
– Вижу это прежде всего в отношении к нам родителей. Есть поговорка: «Каждый знает, как лечить и как учить». Вот уж точно. Не сделал пятиклассник домашнее задание, заигрался, забегался, получил двойку: «А наш сын не виноват! За что ему плохую отметку поставили?» Приходится объяснять: «Я сижу в этом кресле для того, чтобы обеспечить качество образования. И если в законе написано, что обязанность ученика – выполнение домашнего задания, он должен его выполнить».
Идеальная школа для меня та, где мотивированные дети учатся с удовольствием, а родители поддерживают их интерес к учебе.
– Какие ближайшие задачи у директора на будущее?
– Для углубленного изучения технических предметов нам требуются еще более современное оснащение, а также высокий преподавательский уровень. Заключаем договор о намерениях с Уральским федеральным университетом, лаборатории и преподаватели которого станут частью учебного процесса.
По новым стандартам детям положено защищать проекты начиная с первого класса. Не рефераты, а проекты, которые включают теоретическую базу, наблюдение, в том числе лабораторное, и результат. В год в школе должно быть защищено 848 проектов!
Здесь тоже хорошо бы иметь помощь от высших учебных заведений, ведь наши дети скоро придут к ним!
– Марина Викторовна, я так понимаю, вы строгий руководитель?
– Я бы себя назвала добрым полицейским. Контроль осуществляю, за исполнением обязанностей слежу. Но если человек превосходно работает, иду ему навстречу по его просьбе. Главное, чтобы был результат.
Если уж песня – то самая громкая.
Если экзамен – то на высокий балл.
Если мероприятие – то по самому высокому уровню.
Марина РОМАНОВА, Екатеринбург
Комментарии