Болезнь и больница для ребенка – это мир, расколотый на кусочки. Школа, друзья, игры остались где-то за забором, вокруг лишь строгие врачи, неприятные процедуры и неизвестность. Согласно исследованиям до 54% родителей госпитализированных детей испытывают острое стрессовое расстройство, до 27% – имеют клинический уровень депрессии и тревоги, до 31% – общий стресс. Что уж говорить о самих детях… Хорошо, если всем им на помощь спешит добрый друг – медицинский клоун.
Когда все превращается в игру
…Стеклянный кристалл бизнес-центра сверкает витринами и чистотой, по коридору снуют строгие люди в деловых костюмах. Но вот ты открываешь дверь в один из залов и обнаруживаешь, что здесь все по-другому: зал полон странными красноносыми существами в ярких костюмах, смешных шляпках и полосатых носках. Звучит ритмичная музыка, и всяк входящий уже захвачен зажигательными танцами и безбашенной пантомимой. Немедленно хочется стать одним из этих удивительных созданий и влиться в карнавальную пестроту толпы. Однако это отнюдь не веселая дискотека, а очень даже серьезное занятие: тренинг Школы медицинских клоунов, организованной АНО «ЛенЗдравКлоун».
Медицинская клоунада – это целая система эмоциональной поддержки пациентов медицинских учреждений. Квалифицированные медицинские клоуны регулярно посещают детей и взрослых и общаются с ними на протяжении всего периода пребывания в стационаре. Стресс, который испытывает пациент, особенно ребенок, выливается в медленное заживление ран, усиление болей, увеличение времени пребывания в больнице, наконец, в отложенную реакцию на всю дальнейшую жизнь. Медицинская клоунада значительно снижает стрессовое состояние, ведь гибкая детская память удерживает в гамаке нейронных сетей все цветное и веселое, а все неприятное спешит изгладить и стереть.
Существуют два устойчивых мифа о медицинских клоунах. Миф первый – человек с красным носом обязан быть громким, навязчивым и всех непрестанно смешить. Второй – клоун в больнице – это чаще всего волонтер. Придет когда захочет, нацепит маску, поиграет с больными детьми в свое удовольствие и уйдет, так же как и появился.
Нет, медицинская клоунада – это вовсе не цирк. Человек с красным носом очень вежливо и тактично входит в палату. «Не навреди» – его первое правило, впрочем, так же как и у любого доктора. Ведь кто-то из маленьких пациентов сразу идет на контакт, а кто-то пугается, стесняется. Потому что клоун в больнице – нетипичная ситуация. Всегда приходят серьезные врачи, а тут раз – и ни на кого не похожее существо с забавным прозвищем: Тик-Так, Шпуля, Клуша, Зюзюка… Если есть рядом мама, то можно начать контакт с ней, ребенок видит, что мама улыбнулась, значит, все в порядке, он в безопасности, и тоже подключается. А потом уже клоун затевает осторожное и деликатное общение, игру. Объявляется день чуши, или бесформенная клякса на потолке становится вдруг следом неизвестного животного или инопланетянина. Ребенок увлекается сюжетом игры, и его мысли уже не крутятся вокруг предстоящей болезненной процедуры.
«Игрой иногда становится все что угодно, – говорит медицинский клоун и педагог школы Лерика Пивненко-Лукина (клоун Тик-Так). – Находясь здесь и сейчас, клоун должен быстро реагировать и моментально придумать игру, у него секунда времени. При этом часто у нас нет никаких громких звуков, кричащих спецэффектов, нарочитых «усмешнителей». Иногда родители думают: если клоун пришел, значит, сейчас будет смешно, он задаст загадки. А я искренне и растерянно говорю: «Ой, а у меня нет загадок. Может, у тебя есть? Выручи меня!» И вот уже ребенок заинтересовался, включился, мы с ним меняемся ролями, он вспоминает загадки и на время отвлекается от больничных будней. Это не отрепетированный номер, как в цирке, а импровизация, которая рождается из ситуации. А еще клоун нужен, чтобы ребенок почувствовал свою значимость. В больнице у него никто не спрашивает разрешения поставить катетер, сделать уколы. А клоун легонько постучится: «Можно к тебе? А ты разрешишь зайти в палату?» Это о бережном отношении к границам. Ребенок понимает, что его мнение и желание важны».
Костюм как фокус-покус
Клоун рождается из всякой всячины: из обрывков музыки, шарфиков и шляпок, только что возникших фишек и острот, шатающейся моряцкой походки, улыбки и выражения глаз… Методом проб и ошибок на тренингах нащупываются находки, вспыхивают озарения, раскрывается волшебство экспромта. Как вам, например, такое упражнение: сыграть в танце эмоцию – раздражение, удивление, восторг, грусть? Только музыка с эмоцией не совпадает. Под лихую «Камаринскую» нужно показать печаль, а под задорный рок-н-ролл – отчаянно разозлиться.
Не менее важен и поиск костюма – визитной карточки клоуна. В импровизации важно все, любую деталь костюма тоже можно обыграть, сделать из нее фокус-покус, главное – привлечь внимание зрителя, удивить его. И вот еще одно упражнение: надо что-то изменить во внешнем виде партнера, скажем, стянуть с него носок, поменять ленточку на шляпе, снять шляпку и вместо нее повязать платок. Это упражнение не только про доверие к партнеру (ведь медицинские клоуны часто выходят в больницу дуэтом), но и про навык работы в команде. Костюм не просто сочетание вещей, он часто диктует поведение клоуна, из его деталей можно создать целую мизансцену.
…Клуша подкрадывается сзади, незаметно расстегивает пуговицы и отбирает у зазевавшегося дружка по имени Мик предмет его гордости – полосатые подтяжки. Лишь на секунду на его лице рисуются тончайшие переливы настроения – сначала удивление, затем отчаяние, смирение. Одной рукой подтягивая штаны, второй он дарит Клуше неизвестно откуда взявшийся цветок… Да, клоун может быть серьезным и комичным одновременно, но при своей кажущейся нелепости он выкрутится из любой передряги.
Костюм, кстати, вообще можно собрать из повседневной одежды. У каждого в шкафу найдется забавная беретка, брошки, майка с броским рисунком, полосатые «носки счастья» – вот и готов запоминающийся внешний вид. А можно сшить гениальный костюм, который не будет работать вообще. «Мой первый костюм мне запомнился тем, что мы полгода с ним мучились – рисовали эскизы, дизайнеры его долго шили, – вспоминает Лерика. – Я придумала идею, что все в нем будет задом наперед, даже бляшка от ремня сзади. Но ни разу за все несколько лет работы в этом костюме никто не понял, что он сшит наоборот. Я решила, что надо учить ребят не придумывать «усмешненный» наряд, а из самого простого делать реквизит, обыгрывать все, что видим, даже банальную пижаму на пациентах. Например, спрашиваю у мальчика: «Это у тебя рубашка силы?» А дальше придумать сказку про волшебную рубашку, которая спасает от всех напастей, уже не составляет труда».
Разноцветное зеркало настроения
А меня не покидал вопрос: что же он за существо, этот медицинский клоун? Субличность, загадочное альтер эго, просто фантазия, внутренний ребенок, вырвавшийся на свободу? Наверное, у каждого он говорит о чем-то своем. Рассказывает сокровенную историю.
«Я работаю тьютором и куратором в частной школе, сопровождаю ребенка с РАС, – говорит социальный педагог Елена Маскайкина. – А тут я девочка по имени Коко в красной беретке на французский манер, нежная и мягкая. Наверное, это мое второе «я». В родном Кемерове я семь лет была клоуном, ходила в больницы вместе с другими волонтерами. Моя мама – врач, и мне очень близка работа в больницах. Я рада, что наши мечты сбываются, что медицинская клоунада становится настоящей профессией. В ней требуются профессионалы, подготовленные эмоционально и психологически. Медицинская клоунада – это участие, эмпатия. Ты понимаешь, что ребенок плохо себя чувствует, испуган, скучает по дому. Ты не можешь его боль забрать, но можешь разделить с ним мгновение и приукрасить его. Даже зрительным контактом иногда ограничиваешься, если ему больно смеяться…»
Куратор Санкт-Петербургского отделения АНО «ЛенЗдравКлоун» Татьяна Мишустина (Клуша) когда-то была архитектором, клоунаду начала с волонтерства, потом перешла в профессиональную работу. Ей хотелось вырваться из офисной суеты хотя бы на выходные. Клоунада показалась отдушиной от рутинной жизни, а потом затянула. «Путь моего клоуна еще не закончен, это почти как целая жизнь самого человека, – считает она. – Он тоже растет, взрослеет, перерастает какие-то этапы. Моя Клуша – любопытная, немного стеснительная, иногда немного хулиганистая».
«В клоунаде меня привлекают импровизация и честность, – добавляет Татьяна Кузнецова (Зюзюка), «в миру» работник банковской сферы. – Клоун должен быть честным. Ему не страшно откровенно и искренне признаться своему маленькому собеседнику: «Знаешь, мне тяжело на душе…» Мало кто из взрослых способен на такое. Это разноцветное зеркало, которое отражает настроение человека. Зюзюка – это одна из моих субличностей, которая включается в нужный момент. Одно из моих многочисленных «я».
«Я уже 10 лет этим занимаюсь, – подводит итог Лерика Пивненко-Лукина, – и согласна с моим педагогом из циркового училища Львом Георгиевичем Усачевым, который сам 30 лет отработал в цирке и еще 30 преподавал. По его мнению, клоун – такой же человек, только немножко поумнее других. Он постоянно думает, как снять с себя социальные роли и маски и при этом не быть нарочито смешным. А вообще-то клоун – это просто друг…»
Настоящая профессия
История АНО «ЛенЗдравКлоун» началась 10 лет назад в Санкт-Петербурге. А в 2021 году ЛенЗдравКлоун запустил региональную Школу медицинских клоунов в Сочи, Ростове-на-Дону и Краснодаре и начал работать в Москве. Нынешняя школа – первая всероссийская, в ней обучаются студенты из Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Орла, Воронежа, Обнинска, она поддержана Фондом президентских грантов. За 15 лет существования медицинской клоунады в стране обучение этой профессии проводится впервые, одновременно прямо в процессе формируется и методика обучения. Это стало возможным благодаря нескольким медицинским учреждениям, прежде всего Международному медицинскому кластеру в Сколкове.
«Нас пригласил к себе врач-химиотерапевт, руководитель центра химиотерапии одной из московских частных клиник Евгений Ледин, – говорит директор Надежда Лауниц. – Ребята уже выходят на практику вместе со своими педагогами. Сейчас трем филиалам этой клиники требуются в штат шестеро красноносых специалистов. А всего Москва нуждается примерно в 200 медицинских клоунах и в детских, и во взрослых стационарах. Причем взрослым пациентам они нужны не меньше, чем маленьким. Им также тоскливо, страшно и одиноко».
Многими исследователями доказано, что общение с медицинским клоуном эффективно для снижения гормона стресса – кортизола. Это в свою очередь способствует процессу выздоровления и реабилитации. А что получает он сам? Награду, которую невозможно ни увидеть, ни потрогать, ни прочитать в анализе крови. Это радость, когда дети и родители перед выпиской говорят клоуну: «А мы во всей больнице запомнили только вас…»
Комментарии