Нравственное воспитание в начальной школе
“Посеем семена добра…”
Фирдоуси
“Жила-была на земле девушка по имени Любовь… Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:
– Помогите мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную Богом мне жизнь…
– Вот, выбирай, – сказал дедушка-волшебник. – Одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвертую – Печаль, пятую – Доброта. Они все прекрасны, и ты в жизни еще встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.
Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку…”
Задумалась и я, читая сказку Алексея Глебова, а потом, прочитав ее детям, призвала задуматься и их…
Нравственное воспитание – сложный и многогранный процесс. Особое место в нем занимает формирование у школьников таких качеств, как доброта, чуткость, справедливость, внимательность, доброжелательность, вежливость, терпение, умение понять и простить.
В представлении младших школьников доброта – это и умение прийти на помощь, и щедрость, и забота о товарище. Во втором классе многие дети уже подчеркивают активность доброты (“добрый человек не дает в обиду маленьких”, “защищает”), но вместе с тем лишь немногие дети видят проявления доброты в сопереживании с другими. В этом сказывается не только особенность возраста, но и недостатки воспитательной работы: внимание детей чаще обращается на внешние, материальные проявления доброты (“отдал”, “помог”) и меньше на то, что это качество может проявляться в духовной поддержке, во внимании, в приветливо сказанном слове.
Урок начинаю всегда с добрых слов. Это стало неотъемлемой частью нашего общения, и дети к уроку всегда ищут добрые, “волшебные” слова, стараясь не повторяться: здравствуйте, доброе утро, добрый день, с хорошим днем вас, удачи вам сегодня и всегда, с солнышком вас, с первым снегом, хороших вам оценок, добрых дел вам сегодня и всегда. В эту словарно-этическую работу включаются и родители: ищут добрые слова, идущие к сердцу. Родителям не пришлось отсиживаться и на классном часе “Услышать сердце человека…”, на котором шел разговор и детский, и взрослый о внимании друг к другу, о сопереживании, сочувствии, терпимости, милосердии, мягкосердечии. И хотя вопросы на первый взгляд были простыми: “Какими словами ты начал день? Сколько раз ты сегодня сказал добрые слова? Сделал ли ты сегодня что-то доброе?”, ребята значительно расширили их круг и говорили о том, что радостно смотреть маме в глаза, когда получишь пятерку, и стыдно смотреть, отводишь взгляд, когда получишь двойку.
Расширению понятия помогает и словарная работа: составить словосочетания со словом “добрый”, употребить его в мужском, женском и среднем роде. У ребят получился значительный ряд словосочетаний: добрый человек, добрая душа, доброе дело, добрый поступок, добрая мысль, доброе сердце, добрый молодец, добрая рука, доброе здоровье.
По каждому из словосочетаний можно провести ряд работ устного и письменного характера. “Добрый поступок – это смелый и благородный поступок, когда человек делает какое-то добро. На такой поступок способен человек с добрым сердцем и душой. Такое сердце у моей мамы, у нее добрые руки и добрые глаза, и добрая улыбка”, – так ответили на этот вопрос мои второклассники.
В третьем классе дети уже могут анализировать и обобщать собственные поступки, видеть в них проявления определенных черт характера, критически относиться к себе, ставить цель измениться к лучшему, то есть подходят к необходимости самовоспитания.
“Добрый ли я?” – миниатюру на эту тему писали третьеклассники после одного из библиотечных часов “Добрые книги”. Вот их первые оценочные выводы о себе: “Я считаю себя не очень добрым, потому что иногда девочек обижаю, могу кинуть камень в воробья, не всегда здороваюсь, не дал покататься на велосипеде другу”. “Стараюсь быть доброй, но пока не получается. Не вывожу Дика (собаку) погулять, не мою у бабушки посуду, не всегда делюсь сладким с братишкой”.
Я думаю, что воспитание должно сформировать тот диапазон человеческих чувств, которые будут противостоять таким страшным порокам, как бессердечие, равнодушие к живому и прекрасному, убогость мысли.
На протяжении четырех лет обучения своим ученикам я задавал один и тот же вопрос: “Что значит делать добро?”. Если в первом классе дети ограничивались двумя-тремя предложениями типа: “Это значит помогать маме и папе, бабушке мыть посуду, полы, убирать в комнате”, то во втором они мыслили уже более глубоко: “Делать добро – это не делать никакого зла другим. Это спасти котят и щенят, перевязать сломанное дерево”. Третьеклассники – начинающие философы, рассуждают так: “Творить добро – это нести радость другому человеку, посадить дерево, подарить цветы маме, не причинять бабушке никаких обид, стараться жить дружно со всеми людьми, сочувствовать, сопереживать чужой беде”.
Настоящий “поисковый бум” разразился, когда мы изучали пословицы. Нужно было подобрать пословицы о доброте. Их собрали более двадцати, но были и сочиненные пословицы:
“Добрый человек добро
творит”
“Доброта без души пуста”
“Не сделаешь добра, не жди
от другого”
“Хочешь добра – делай его”
“Добрый человеке как
солнышко”.
Жизнь сложна, каждый день может предложить всякие нестандартные ситуации, и очень важно знать, как проявится в будущем мой, ваш ученик. Всегда ли ему хватит мужества совершить добро?
Наталья ХРАМОВА, учитель начальных классов школы # 20, финалист конкурса “Учитель года России-99”
Балаково,
Саратовская область
Комментарии