«Я ничего не создаю, ничего лично мне одному принадлежащего не формулирую, а даю только то, чем болит в данную минуту всякое честное сердце. Я утверждаю, что всякий честный человек, читая мои писания, непременно отождествляет мои чувства и мысли со своими. Это он так чувствует и мыслит, а мне только удалось сойтись с ним сердцами» (И.С.Тургенев).В этих словах великого русского писателя как раз о том, что удалось пережить участникам культурно-образовательного проекта Департамента образования «Литературный венок России».
Л. ЧЕРНИЧЕНКО, методист по русскому языку и литературе ОМЦ Южного округа, лауреат Премии мэра Москвы в области образования
Проект был для нас вроде бы неожиданным, а на самом деле органично ожидаемым. Ведь на протяжении многих лет не снижается в Южном округе интерес к русской литературе. Название проекта отвечает общему духу: оно метафорично и в то же время вполне реально.
Нам довелось стать свидетелями возрождения утраченного в последние годы внимания к именам великих писателей, чье творчество во многом определяло мировоззрение русской интеллигенции прошедших двух веков, а тем самым и историческую судьбу нескольких поколений. Появление проекта «Литературный венок России» – явление закономерное.
Каждый учитель знает, как нелегко живется теперь подросткам. Сегодняшние дети перестают понимать, что мир – это не мертвая движущаяся система, не объект для бесконечных экспериментов (в том числе в образовании и воспитании), но живой, целесообразно устроенный, прекрасный и целостный организм, требующий к себе соответственно разумного и благоговейного отношения со стороны человека. Именно этому должны учиться дети, читающие лучшие произведения русских писателей: А.С.Пушкина, И.С.Тургенева, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского, А.П.Чехова…
В ряду выдающихся имен исполином высвечивается имя Гоголя. Среди восторжествования эгоцентризма, стремления к комфорту и наслаждениям, рядом с подавленным материальными запросами духом нужно услышать обращенные к нам слова Гоголя: «В России еще брезжит свет, есть еще пути и дороги к спасению. Еще пройдет десяток лет, и вы увидите, что Европа приедет к нам не за покупкой пеньки и сала, но за покупкой мудрости, которую не продают больше на европейских рынках…»
В системе образования Южного округа много делается для того, чтобы духовный опыт русских писателей был воспринят учениками. Ежегодные научно-практические конференции по литературе – одна из значительных вех в этой работе. 4000 учащихся и учителей были участниками этих конференций. Наивно надеяться, что подобная форма изучения и пропаганды нашего культурного наследия быстро что-то изменит. Чаще всего результаты учительских усилий остаются «за кадром». Но известно: добрые семена дадут добрые всходы. Хочется думать, что дети, пережившие публичные выступления, будут внимательнее относиться к слову, к мысли, к сути нравственной идеи, определившей русскую литературу.
У школьников остаются в памяти выступления на конференции блестящих ученых-исследователей русской литературы, ведущих научных сотрудников ИМЛИ РАН, РГГУ, МГУ: д.ф.н. А.Гулина, д.ф.н. И.Виноградова, д.ф.н., проф. В.Воропаева, д.ф.н. А.Каравашкина, д.ф.н., проф. В.Троицкого. Сотрудничество этих ученых с учителями литературы ЮАО – редчайший в настоящее время акт внимания академической науки к школе. Среди пышных речей, привлекательных обещаний, которые не воплощаются в дела, подвижнический труд ученых становится бесценным.
Комментарии