О 84-й школе в Северске идет добрая слава. Родители знают – комфортная среда и высокое качество образования детям обеспечены. Сюда детей везут со всего города. Слава о школе вышла за пределы города и Томской области. Восемьдесят четвертая по всем показателям признана лучшей школой в России по инклюзивному образованию. Наталья ИГЛОВСКАЯ, заместитель директора, координатор инклюзивного образования, на одном из недавних семинаров, проходившем в столице, охотно делилась опытом со своими коллегами из разных регионов России.
– Наталья Валентиновна, вы предварили свое выступление словами о том, что комфортная среда для детей с разными возможностями здоровья создавалась не одно десятилетие. Расскажите, как все начиналось? – Через два года школа отметит свое пятидесятилетие. Она жила и развивалась вместе с городом, который с момента создания имеет статус «закрытого». И мы задолго до того, как заговорили о доступности образования для детей с ОВЗ, приняли инклюзивную идеологию, поступательно реформируя коррекционное образование. С 1996 года в школе открылись классы для детей с ослабленным зрением. Педагоги вместе с медицинскими работниками позаботились о создании благоприятных условий для таких учеников. Прекрасно оборудованные медицинские кабинеты, специальные тренажеры, комфортная среда в классных комнатах – на это власти денег не жалели. – А как обстоят дела сегодня?- Наша школа стала одним из первых образовательных учреждений в Северске, приступивших к реализации государственной программы «Доступная среда на 2011-2015 годы». Создана безбарьерная среда – оборудованы поручни и пандусы, расширены дверные проемы, приспособлены туалетные помещения, обеспечен доступ в спортивный зал. Облегчению передвижения детей в здании служит мобильный лестничный подъемник. Для обучения детей с инвалидностью закуплены персональная компьютерная техника и специальные методические материалы. Для каждого ребенка создана индивидуальная образовательная программа. В течение учебного дня с ребенком находится сопровождающий. У нас сегодня 645 учеников. Среди них 129 детей с ОВЗ и 30 – с инвалидностью. За последние два года эта категория детей увеличилась с 22 до 30, притом несколько выпускников покинули стены школы. В числе детей с ДЦП семь колясочников. Для их присутствия в школе потребовались значительные преобразования, которые были начаты в рамках реализации программы «Доступная среда». Несмотря на свою «особинку», школа по учебным показателям всегда в городе в первой тройке. Образовательная структура выстроена так, что в школе практически в каждой параллели работают разные виды классов: с расширенным объемом содержания (гимназические), общеобразовательные и специальные (коррекционные) IV вида. В гимназические классы принимаются дети со всего города, практически больше половины, примерно 70 процентов из ученического коллектива, не «привязаны» территориально к школе.- Не секрет, что не все согласны, чтобы в классе появились дети с ОВЗ. В свою очередь родители таких детей зачастую опасаются за своего ребенка, провожая в массовую школу. Беспокоятся, как сложатся отношения со сверстниками.- Знаете, самым главным достижением мы считаем изменение отношения наших учеников и их родителей к детям не таким, как все. При организации совместного обучения у нас не возникло никаких проблем с родителями, помог предыдущий опыт работы. Родители постоянно видели в школе детей, имеющих физические особенности. Семьи не отмечали ущемления прав отдельных категорий детей. В первую очередь мы предоставляем ученикам возможность выбора получения образования. Семья принимает решение, в каком классе и в какой форме будет обучаться ребенок. При этом всегда существует возможность его перехода из класса в класс. Подобная вариативность очень нравится ученикам и их родителям. Не следует стремиться к быстрому и полному погружению ребенка с инвалидностью в классную систему обучения. Семья должна иметь выбор вида и формы обучения. Среди них:классно-урочная форма в общеобразовательных и гимназических классах;обучение в специальных (коррекционных) классах;в режиме индивидуального обучения на дому с включением детей в культурную, спортивную, общественную жизнь класса и школы;в режиме индивидуального обучения на дому с использованием ресурса дистанционного обучения;в режиме индивидуального обучения на дому в сочетании с пребыванием в Северском реабилитационном центре; другие сочетания и варианты.В школе используются дистанционные технологии обучения. В прошедшем году 12 детей с инвалидностью прошли обучение по 17 дистанционным курсам.Наличие вариативности выбора между видами классов, режимами обучения (индивидуальное, дистанционное, посещение школы) и различным их соотношением позволяет учитывать интересы ребенка и семьи и гибко реагировать на изменение ситуации. – Вполне естественно, Наталья Валентиновна, что педагогам приходится менять свой стиль работы, когда в классе появляются дети с проблемами в развитии. Как избежать излишних тревог и серьезных ошибок? – Не скажу ничего нового, педагоги должны быть готовы к работе с детьми, имеющими комплексные нарушения. Работа с особыми детьми предполагает специальную подготовку педагогов. Все они прошли курсовую подготовку по организации коррекционного образования и 30 процентов – курсы по внедрению инклюзивного образования. Три специалиста обучались в Институте инклюзивного образования Московского городского психолого-педагогического университета. Непрерывное профессиональное обучение – это задача ближайшего времени.Когда в школе стали обучаться дети с разными проблемами в развитии, соответственно увеличился спектр необходимых условий. Большинство из них не требовало капитальных вложений, но понадобилась четкая организация обучения конкретного ребенка. Под руководством директора Ларисы Николаевны Коппаловой команда педагогов работает дружно и слаженно. Так, недавно в школу пришла практически глухая девочка, которой предстоит имплантация. Среди первоклассников – мальчик с избыточно высокой массой тела и комплексом неврологических нарушений. Организация учебного дня этих детей потребовала различных управленческих решений. – А может, таким детям все-таки лучше учиться в специальных коррекционных заведениях? – Наш опыт показывает, что по возможности не нужно собирать детей с ОВЗ в специальных школах. Однако это нисколько не отменяет деятельности коррекционных учреждений. Всегда будут дети, которым нужна постоянная специализированная помощь. Функционирование специальных (коррекционных) классов также необходимо. – Учителей радуют победы учеников. У ваших воспитанников их тоже немало. Список победителей в различных конкурсах и достижениях займет немало места. Но вы, Наталья Валентиновна, говоря о победах, подчеркиваете, что не это самое главное в вашей работе. А что же? – Не менее важными мы считаем изменения, которые происходят в отношении к людям с инвалидностью и их нарастающей активности. Лучшую оценку нашей инклюзивной деятельности мы получили на главной улице Северска, когда увидели девочку-десятиклассницу на коляске в окружении друзей. Наша ученица не стесняется показаться на проспекте, куда еще два года назад боялась выехать с родителями. Поэтому преодоление психологических барьеров не менее важно, чем создание пандусов и подъемников. Мы видим добрые плоды инклюзии. Наши ученики получают важнейшие нравственные уроки и учатся проявлять не только терпимость, но и оказывать реальную помощь тем, кто в ней нуждается.В школьной жизни мы не делим детей по категориям, они вместе на праздниках, в школьных делах. Развитие инклюзии мы рассматриваем как фактор развития школы. В ближайших планах – развитие паралимпийских видов спорта для городских детей с инвалидностью, организация летнего отдыха на школьных площадках, наращивание позитивных учебных достижений, повышение нашего методического ресурса.
Комментарии