Цель: дать учащимся представление о том, как становятся гражданами Российской Федерации. К концу урока учащиеся должны: а) объяснять различия между правовым и нравственным смыслами понятия «гражданин»; б) объяснять различия между «гражданством по праву крови» и «гражданством по праву земли»; в) объяснять, почему гражданство называют священным правом человека; г) называть срок, когда человек становится гражданином. Форма организации учебной деятельности – индивидуально-групповая.
Первый урок
Ход урока
1) Стадия вызова.
Поскольку понятие «гражданин» уже знакомо пятиклассникам, то целесообразно начать урок с повторения изученного ранее материала (вопросы по нему лучше записать на доске):
1. Вспомните, кто такой гражданин.
2. Назовите имена людей, которые по своему положению были подданными, а по духу – гражданами.
(Ответы школьники готовят в группах в течение 2 минут).
Выслушав ответы, учитель предлагает учащимся подумать, чем понятие «гражданин» отличается от понятия «гражданин по духу» (на размышление дается минута).
Как правило, пятиклассники говорят о том, что «гражданин» защищен законами своей страны, тогда как «гражданин по духу» действует на свой страх и риск, и правители страны могут не только не помогать ему, но даже и расправиться с ним, так как его законы страны не защищают. Если ответ на данный вопрос вызовет затруднения, то можно провести короткую беседу, напомнив имена Ж. д’Арк, князя Репнина, К. Минина:
Вспомните, Жанна д’Арк и князь Репнин являлись «гражданами» или «гражданами по духу»?
Как сложилась их судьба (что произошло с ними)?
Были ли они защищены законами своей страны?
Выслушав ответы, учитель говорит о том, что на сегодняшнем уроке пятиклассникам предстоит узнать точное значение понятия «гражданин», а также какие права и обязанности есть у юных граждан России, и как наша страна защищает эти права.
2) Смысловая часть.
Для проверки того, насколько хорошо учащиеся поняли разницу между понятиями «гражданин» и «гражданин по духу», учитель предлагает открыть учебник «Граждановедение», 5-й класс, прочитать первый подзаголовок параграфа 16 «Гражданин и Гражданин» (на чтение следует отвести не более минуты) и подготовить по группам ответы (2 минуты) на следующие вопросы (при работе можно использовать учебники):
Что означает понятие «правовая связь человека и государства» (можно предложить зачитать определение по учебнику)?
Какие права есть у гражданина?
Какие права есть у государства?
Какие обязанности есть у гражданина?
Какие обязанности есть у государства?
Каждая группа отвечает только на один вопрос, остальные группы дополняют (эта работа занимает не более 5-7 минут).
По окончании данной деятельности учитель объясняет материал подзаголовков «Как стать гражданином» и «Право быть гражданином».
3) Стадия рефлексии.
Учащимся предлагается письменно ответить на вопрос: «Почему право на гражданство называют священным правом человека?» (Работа индивидуальная, можно разрешить пользоваться учебником).
Домашнее задание
1. Параграф 16.
2. Закончить ответ на вопрос 5 (рекомендуем предложить школьникам при ответе на этот вопрос обратиться за помощью к родителям).
3. Самостоятельно разобрать материал под рубрикой «Для тех, кто хочет знать больше».
Второй урок
Цель: углубить представление о понятии «гражданин».
К концу урока учащиеся должны: а) объяснять, что нравственный смысл понятия «гражданин» связан с добровольным служением Отечеству; б) объяснять различие между правовым и нравственным смыслами понятия «гражданин»; в) объяснять разницу между «гражданством по праву крови» и «гражданством по праву земли»; г) называть, когда человек становится гражданином; д) пояснять, почему гражданство является священным правом человека.
Форма организации учебной деятельности:
оптимальная форма организации деятельности учащихся на этом уроке индивидуально-групповая.
Желательно начать урок с проверки домашнего задания, в частности с письменных ответов на вопрос 5. Очень важно, чтобы пятиклассники правильно понимали и объясняли понятие «священное право». Как правило, школьники говорят, что священное право – это неприкосновенное право человека, которое никто у него не может отнять, поскольку оно принадлежит только данному конкретному человеку. Но советуем обратить внимание школьников на то, что понятие «священное» можно рассматривать и как добровольную обязанность гражданина перед своим Отечеством, как служение соотечественникам. Поскольку дома школьники уже прочитали материал о своих знаменитых согражданах, то можно задать им следующий вопрос: «Как вы думаете, что подразумевали под понятием «священное право» наши соотечественники Павел Михайлович Третьяков, Иван Дмитриевич Сытин, Сергей Иванович Прохоров, которые не являлись «гражданами» в обычном смысле слова?» (На подготовку ответов времени не выделяется, беседа идет в оперативном режиме). В заключение учитель может немного дополнить материал о Павле Михайловиче Третьякове, рассказав школьникам о его брате:
«У Павла Михайловича был брат Сергей Михайлович, такой же трудолюбивый, честный и добрый человек. Одна знакомая семьи Третьяковых назвала Сергея Михайловича «пресимпатичнейшим» человеком, который к тому же «весь пропитан порядочностью». Как и Павел Михайлович, Сергей Михайлович увлекался живописью – собирал картины выдающихся западноевропейских художников. Сергей Михайлович умер раньше своего брата и оставил завещание, согласно которому всю свою коллекцию – 84 картины – он просил передать в дар любимой им с детства Москве. А еще в завещании было особое поручение Павлу Михайловичу: на проценты с прибыли предприятий, владельцем которых при жизни был Сергей Михайлович, покупать картины только русских художников.
Получив последнее распоряжение брата, Павел Михайлович подумал, что 84 картины – это мало и решил вместе с картинами брата передать в дар городу и свою коллекцию. 30 августа 1892 года он написал заявление в Московскую Городскую Думу: «…Желая способствовать устройству в дорогом для меня городе полезных учреждений, содействовать процветанию искусства в России и вместе с тем сохранить на вечное время собранную мною коллекцию, ныне же приношу в дар Московской городской думе всю мою картинную галерею со всеми художественными произведениями». При этом он попросил у Думы только одного права: позволить ему и его жене пожизненно пользоваться своим домом (который он также передал в дар Москве), а также продолжить пополнение подаренной городу коллекции.
Павел Михайлович понимал, что благодарность москвичей будет огромной, и шум в городе поднимется необыкновенный, но он был очень скромным человеком, поэтому решил сбежать подальше от почестей и похвал.
Пока Третьяков путешествовал по Германии, друзья беспокоились о том, что общество не в состоянии воздать должное патриотическому поступку Павла Михайловича, что все благодарности ничто в сравнении с тем великим подвигом, который он совершил. А герой тем временем думал о другом. Он думал о том, что неразумно благодарить человека за то, что он жил так, как считал единственно возможным, и смог сделать то малое для родины, что наметил и успел.
На момент передачи галереи Москве в ней было 22 зала, в которых размещалось 1276 картин русских художников, 471 рисунок, 10 скульптур русской школы и 84 картины иностранных живописцев.
Вот так честно и благородно прожил свою жизнь один из прекраснейших людей нашей с вами России – Павел Михайлович Третьяков».
Думается, что не стоит задавать вопросы после этого рассказа: пусть он останется для внутренних размышлений учащихся.
Цель данной беседы – показать, что «священное право» – это добровольное и бескорыстное служение Родине и соотечественникам.
После этого учитель переходит к выяснению того, насколько хорошо уяснили школьники понятие «гражданство». С этой целью им предлагается вспомнить еще раз, чем «гражданство по духу» отличается от «гражданства». Поскольку, как показывает практика, эти понятия не вызывают у пятиклассников затруднений.
Далее учитель предлагает выполнить следующее задание: «Придумайте четыре предложения с разными значениями слова «гражданин» (на выполнение задания можно отвести 1-1,5 минуты). Рекомендуем выслушать ответы всех групп, поскольку пятиклассники нередко придумывают очень интересные предложения.
Эта часть урока заканчивается повторением понятия «конституция». Группам дается минута для подготовки ответов на следующие вопросы:
Как называется Основной Закон нашей страны?
Почему этот закон называется «основным»?
Выслушав ответы, учитель предлагает школьникам открыть учебник на стр. 117, самостоятельно прочитать статьи 61 и 62 Конституции РФ под рубрикой «Познакомимся с документом» и в группах подготовить ответы на вопросы к документу. Поскольку вопросы достаточно простые, то подготовка ответов и их обсуждение не должны занять более 5-7 минут. При этом во время обсуждения ответов необходимо задать дополнительные вопросы:
Что означает слово «гарантировать»?
Как вы понимаете выражение «двойное гражданство»?
Какие обязанности есть у граждан России?
В этой части урока желательно выделить группам около 5 минут времени для обдумывания следующего проблемного вопроса: «Как вы считаете, не следует ли людей, которые активно критикуют действия президента, правительства, Государственной Думы, которые недовольны законами нашей страны, работой милиции, судов наказывать, лишая их гражданства, т.е. на считать больше гражданами Российской Федерации, и предлагать им уехать из страны? Если им многое здесь не нравится, пусть живут в другой стране и не являются больше гражданами России. Справедливо ли это? Заслуживают ли эти люди такого наказания, и стоит ли их вообще наказывать за то, что они хотят изменить порядки в нашей стране, как им кажется, в лучшую сторону? Объясните свое мнение.
Это очень важный вопрос, поскольку он позволяет выяснить, насколько хорошо были поняты пятиклассниками такие проблемы, как:
а) политические права и свободы граждан;
б) наличие и соблюдение политических прав граждан в упрочении демократической системы страны;
в) принципы существования демократии;
г) «гражданин» и «гражданин по духу».
Как показала практика, данный вопрос, заданный в другой формулировке нередко вызывает разногласия, и в классе находятся дети, которые не переносят имеющиеся знания в новую ситуацию, поэтому его обсуждение превращается в дискуссию. Обычно школьники достаточно аргументированно спорят со своими одноклассниками, и поэтому учителю следует предоставить пятиклассникам самостоятельно разобраться в проблеме. Но окончание дискуссии и подведение итогов советуем провести учителю. А закончить спор можно стихотворением А.С.Пушкина «Деревня» (в сокращении):
1. Как вы думаете, Александр Сергеевич Пушкин любил свою Родину или нет?
2. Критикует ли он порядки, существовавшие в России в его время?
3. Можно было бы применить к нему подобное наказание и его изгнать из страны?
Поскольку обычно мнение класса совпадает и дети не считают поэта заслуживающим такого наказания, то учитель может завершить дискуссию, например, таким образом: «Любить Отчизну – не значит постоянно ее восхвалять. Любя, можно и даже порой нужно видеть недостатки. Нужно стараться их исправлять, чтобы родная земля стала еще краше, чтобы людям жилось лучше, чтобы они были счастливы. И не следует забывать, что в демократическом государстве (а наша с вами страна – демократическое государство) гражданам предоставляются различные права, в том числе и политические, которые дают человеку право на участие в управлении страной: право на свободу слова, демонстраций, создание общественных организаций и так далее. И настоящий гражданин и патриот своей страны, человек, по-настоящему любящий Родину, должен обязательно использовать их для блага страны и ее народа».
Параграф 17 (материал параграфа прост, не затрагивает никаких серьезных проблем, поэтому пятиклассники могут и самостоятельно легко с ним справиться. Но учителю следует посоветовать детям познакомиться дома со своим свидетельством о рождении и с паспортами родителей).
Евгения КОРОЛЬКОВА, кандидат педагогических наук
Комментарии