Этому уроку предшествует большая подготовительная работа. На основе УПК РФ создается примерный сценарий судебного заседания, идет знакомство с литературой по проблеме, собирается информация, проводится анкетирование учеников для выяснения отношения к проблеме.
Урок начинается со вступительного слова учителя, в котором формулируются цель и учебные задачи: закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы, воспитать негативное отношение к такому явлению, как пьянство; научить давать собственную оценку этому социальному явлению, аргументированно и логично вести дискуссию.
Классу также предлагается познавательное задание: На чьей стороне вы выступили в этом процессе? В качестве кого (обвинитель, защитник, подсудимый, свидетель)? Если бы вы были обвинителем, то как аргументировали бы необходимость наказания?
Начинается урок-суд. Он рассчитан на два часа занятий.
Подводятся итоги социологических исследований. Проводится оценка работы учащихся. Конечно, подобная форма урока не предполагает частого обращения к ней. Проведение судебного заседания и его подготовка требуют усилий и занимают много времени. Однако тот образовательный и воспитательный потенциал, который заложен в таких занятиях, с лихвой компенсирует затраты.
Председатель суда: Открываем судебное заседание по делу Алкоголя Змея Горыновича. Объявляю состав суда: народный судья – Правдин; заседатели – Справедливый и Благородный; прокурор – Нравственный.
Начинаем судебное следствие по делу Алкоголя Змея Горыновича. Сегодня мы рассматриваем дело Алкоголя Змея Горыновича, действия которого очень опасны для нашего общества и для всего человечества в целом.
Змей Горынович, на протяжении многих столетий вы калечите здоровье, души миллионов людей. Пьянство многолико и живуче. Змей Горынович приобщает людей к употреблению алкоголя. Следствие этого – конфликт в быту, крушения семей, дорожно-транспортные происшествия и многое, многое другое. Правонарушения совершаются в основном в нетрезвом виде.
Еще в ХVIII веке Роберт Бернс писал: «Для пьянства есть такие поводы: поминки, праздник, встреча, проводы, крестины, свадьбы и развод, мороз, охота, новый год, выздоровленье, новоселье, печаль, раскаянье, веселье».
Время идет, но, увы, поводов к употреблению спиртного не убавилось и в наше время.
Коварство алкоголя заключается в том, что изменение психики систематически употребляющего спиртное человека происходит совершенно для него незаметно, но необратимо.
Змей Горынович! Вы несете смертельное отравление, нервные и психические расстройства, физическое нездоровье, болезни.
Вам понятно, в чем вас обвиняют? Признаете ли вы себя виновным?
Допрос подсудимого.
Я, Алкоголь Змей Горынович, родился в далекой древности. Мой отец – арабский алхимик, который в поисках философского камня оставил жену и детей и стал отшельником. Остатки пищи, которые ему приносили, он выливал в сосуд, находившийся в углу его комнаты. Однажды он заметил, что из сосуда распространяются своеобразные возбуждающие запахи. Он занялся исследованием нового вещества, и ему удалось открыть жидкость, которую он принял за философский камень. Восторженный папаша назвал свое открытие алкоголем, что означает «благородный», «нежный».
Но мой родитель покончил жизнь самоубийством, т.е. разочаровался во мне. Постоянного места жительства не имею, но с ХIII века жил в Западной Европе. На Русь перебрался в ХVI веке. Прописан в кабаках, барах, ресторанах, забегаловках. Веду свободный образ жизни, холост, но очень много имею друзей и подружек разных возрастов и рода занятий. Виноватым в чем-либо себя не признаю.
Секретарь: Приглашаются свидетели по делу Змея Горыновича. Свидетель №1. Врач-терапевт.
Врач-терапевт: Алкоголь как яд губительно действует на все живое. Он оказывает на наш организм глубокое и длительное ослабляющее действие. Алкоголь вредно действует на сердце и кровеносные сосуды, а также на органы дыхания. У пьющих нередко случаются раковые опухоли. Чаще всего подвергается вредному воздействию алкоголя желудок, отчего развивается язвенная болезнь. Алкоголь нарушает обменный процесс, вызывая изменения в клетках печени и накопление в них жира. Свыше чем у 40 процентов пьющих – гипертония и почти у 35% уровень артериального давления находится в опасной зоне. 25% так называемых внезапных смертей обусловлены употреблением спиртных напитков.
Свидетель №2 – врач-нарколог: Алкоголь, или спирт, является наркотическим ядом, он прежде всего действует на клетки головного мозга. Доза в 7-8 г чистого спирта на 1 кг веса тела является смертельной для человека. Взрослый человек весом 75 кг может скончаться от приема 1 л сорокаградусной водки. Алкоголь сохраняет свое действие в течение 24 часов, если его масса равна 80 г. Пиво также отрицательно влияет на работоспособность, хотя и не так резко.
Да, у выпившего человека возникает чувство повышенного настроения, и ему кажется, что он стал работать лучше, быстрее. Выпивший человек переоценивает свои силы, утрачивает чувство самоконтроля. Алкоголь губительно действует на нервные клетки. Человек заболевает белой горячкой, при которой его охватывает озноб с ног до головы, а галлюцинации и смертельный страх ни на минуту не прекращают стискивать и днем и ночью. Нет безопасных доз алкоголя, уже 100 г водки губят 7,5 тыс. активно работающих клеток головного мозга. Мышечная сила снижается до 40% после приема 75 г водки через 30 минут. Примерно 30% увечий составляют черепно-мозговые травмы: у одних – это последствие пьяных драк, у других – так называемая асфальтовая болезнь, полученная от ушиба при пьяном падении.
Секретарь: Свидетели выслушаны, слово предоставляется обвинению.
Обвинитель: Итак, перед нами находится опасный преступник. И не случайно папаша этого героя с ужасом обнаружил бездну собственного обмана, не радость несет с собой новое вещество людям, а новые лишения, горе, зло и преждевременную гибель. Проклинаемый и гонимый толпой, в отчаянии и ужасе философ бросается в окно, лишая себя жизни.
На протяжении многих веков Алкоголь обманывал людей, обманывать не только неграмотную, подавленную непосильным трудом и невежеством массу, но и представителей науки, культуры, просвещения.
Уже в ХIII веке западный европеец, в отличие от наших предков, старательно употреблял водку и джин. Разнообразные и дешевые крепкие напитки триумфально шествовали из дворцов по кабакам и торговым лавкам. «Германия зачумлена пьянством», – восклицал реформатор церкви Мартин Лютер. Появление водки на Руси зафиксировано относительно поздно, в ХVI веке. Водкой «одарила» Русь Европа. В середине ХVI века в России появляются кабаки – место казенной или откупной продажи спиртных напитков.
В разное время Алкоголь продолжал осуществлять свои коварные замыслы и делишки. Тревожным симптомом является и то, что средний возраст пьющих людей значительно омолодился. Доказано, что каждый второй хронический алкоголик начал пить еще до 14 лет, а 8-10% – до 19 лет.
За последние два десятилетия потребление крепких спиртных напитков возросло в мире на 50%, вина – на 20%, пива – на 124%.
Алкоголизм – самое громадное из социальных бедствий. Увеличивается потребление алкоголя на душу населения.
По образному выражению баснописца Крылова «ест Федька с водкой редьку, ест водка с редькой Федьку».
Считается, что 1/10 часть регулярно пьющих людей заболевает алкоголизмом.
Пьянство стало серьезной проблемой на стадионах и спортивных аренах. Появился новый тип болельщиков – разогретых алкоголем, необузданных молодых дебоширов, которые устраивают драки, поножовщину.
Люди давно уже осознали вред, который наносит «добровольное безумие», как назвал пьянство древнегреческий мыслитель Аристотель. К примеру, в ХVI веке во Франции был принят закон, по которому пьяного в первый раз заточали в тюрьму, во второй раз – били палками, в третий – жестоко секли. Если все это не действовало, ему отрубали палец на ноге, потом клеймили раскаленным железом и, наконец, изгоняли из пределов Отечества.
Поэтому, Ваша честь, я требую к подсудимому принять самые строгие меры наказания и прошу подойти к рассмотрению данного вопроса.
Секретарь: Слово просит защита.
Защитник: Уважаемый суд! Водка появилась на Руси в ХVI веке, как видите, люди понимают прелесть этого напитка, раз он существует до сегодняшнего времени. И все, что здесь рассказывали, – это просто выдумка. На Руси как пили, так и пить будут. Считаю, что мой подзащитный не виновен. Представитель обвинения перечислил вам только что все поступки, в которых обвиняется подзащитный. Действия моего подзащитного являются следствием его тяжелого характера, который сформировался в условиях чрезвычайных.
Председатель суда: Внимание! Свидетели и обвинение выступили, подсудимый от слова отказался. Суд удаляется на совещание для вынесения приговора.
Секретарь: Встать! Суд идет.
Председатель суда: Приговор суда по делу Алкоголя Змея Горыновича. Заслушав обвинение и свидетелей по делу Алкоголя Змея Горыновича, суд постановил:
Змея Горыновича приговорить к публичному наказанию и изгнанию на долгие, долгие годы из человеческого общества.
Рефлексия: Учащиеся дают оценку уроку.
Красная карточка – понравилось, я много нового узнал для себя.
Синяя – хорошо, но мне бы хотелось расширить свой круг знаний.
Коричневая – мне было неинтересно.
В завершение учитель делает обобщение, выводы.
Елена ДОЖДАЛЕВА, учитель истории и граждановедения, Тверь
Комментарии