search
main
0

Добровольно-принудительные проводы. «Черную метку» в Ингушетии получили 1200 педагогов и 26 директоров

«Пенсионеров в отставку» – под таким заголовком в «Учительской газете» 11 февраля было опубликовано коллективное письмо директоров школ Ингушетии. Они сообщали о том, что в республике началась кампания по увольнению с работы лиц, достигших пенсионного возраста. В конце прошлого года в Министерство образования Республики Ингушетия поступил специальный циркуляр «Об организации проводов сотрудников, достигших пенсионного возраста». По поручению главы Ингушетии Юнус-бека Евкурова в республике была создана специальная кадровая комиссия, в задачи которой входило выявление работающих лиц пенсионного возраста.

«Мужайся, учитель, готовят сюрприз, тебя отправляют на пенсию скоро. Тебе 60, и точка на этом. Иначе в работе пробелы найдем», – такие горькие строчки родились у Ахмета Гандалоева, директора малгобекской гимназии №1 имени С.Чахкиева. Отличнику народного просвещения РСФСР, заслуженному учителю Республики Ингушетия, почетному работнику общего образования РФ Ахмету Шарпудиновичу недавно исполнилось шестьдесят. И он в числе других директоров под занавес уходящего года получил «черную метку». В образовании более сорока лет. Начал работать в школе села Сагопши Малгобекского района учителем физкультуры, где сразу заявил о себе как о талантливом педагоге, ребята ходили за ним гурьбой. Возглавлял методическое объединение учителей физкультуры у себя в районе. В начале лихих девяностых коллеги избрали Гандалоева председателем профсоюза работников образования Малгобекского района. Ценили его искренность и честность, умение отстаивать интересы учителей. В послужном списке учителя есть и работа в должности начальника отдела образования Малгобекского района, и главы города Малгобека. К высшему педагогическому образованию он прибавил еще одно, окончив с отличием в 2003 году Северо-Кавказскую академию государственной службы.Гимназию Ахмет Шарпудинович возглавил со дня ее открытия в 1999 году. И все сделал для того, чтобы она стала одной из лучших не только в республике. Буквально за несколько месяцев до увольнения Гандалоев был удостоен почетного знака «Директор года-2013», а гимназия награждена золотой медалью «100 лучших школ России». Тогда в конце ноября на Всероссийском образовательном форуме «Школа будущего», который проходил в Санкт-Петербурге, все участники бурно аплодировали директору гимназии, носящей имя известного ингушского писателя Саида Чахкиева. И кто бы мог подумать, что все новые задумки и планы талантливого руководителя уже не осуществятся. Директора Гандалоева в феврале 2014 года уволили с работы по статье 278 (пункт 2) Трудового кодекса РФ. Горький осадок остался в душе у руководителя, уважаемого коллегами, учениками, их родителями. У него отняли право уйти на пенсию достойно, по-человечески, а не из-под палки, по статье, никак не украшающей трудовую книжку. По этой же «расстрельной» статье были уволены Руслан Гайтукиев, один из лучших педагогов республики, директор школы-интерната станицы Орджоникидзевская, и Марем Галаева, директор гимназии №1 города Назрани, которую совсем недавно называли гордостью российского образования. За 15 лет Марем Юсуповне удалось сделать учебное заведение лучшим не только в республике, но и в Российской Федерации. В свое время президенты Руслан Аушев и Мурад Зязиков не раз ей предлагали занять кресло министра образования, но каждый раз Марем Юсуповна отказывалась, ссылаясь на то, что гимназия – ее родное детище, не может она покинуть коллектив, пока не реализует все задуманное.Для коллектива гимназии, да и для многих жителей города, увольнение Галаевой стало шоком. Во все инстанции полетели письма, прошел многолюдный митинг в защиту директора. «Если бы это увольнение произошло в начале моей учебы, то я бы обрадовался, потому что только сейчас оценил значение гимназии и Марем Юсуповны в моей жизни, – так высказался один из выпускников гимназии, ныне преуспевающий адвокат Магомед Беков. – Во время учебы в гимназии получить хорошую оценку было нелегко, и я помню, что некоторые уходили в обычные школы в конце учебы, чтобы в аттестате были одни пятерки. А нам не хотелось уходить в унылые школы даже на полгода раньше, потому что гимназию мы любили и эти четверки и тройки, что мы получим в аттестате, были ценнее пятерок обычной школы. Вообще иногда забывалось, что Марем Юсуповна – директор школы, а не твой строгий родитель – мать и отец в одном лице. Решение об увольнении такого профессионала – плохое решение. При чем здесь пенсионный возраст?» Под этим мнением бывшего выпускника гимназии подписались сотни людей. Но ни обращения во все инстанции, ни митинг в защиту уволенного директора не возымели своего действия. Логика у властных структур железная. Заместитель председателя правительства Лейла Гадаборшева так объяснила ситуацию представителям различных СМИ, в которые обращались недовольные массовыми увольнениями педагоги. Ссылаясь на высокий уровень безработицы, Лейла Исмаиловна заявила: «Реальная действительность показывает, что многие люди, окончившие престижные вузы, имеющие базовые знания и освоившие новейшую методику, не могут найти себе применения и теряют квалификацию. Причиной тому служит нежелание некоторых пенсионеров, которым далеко за шестьдесят, покинуть свои рабочие места, уступить дорогу молодым…» Заместитель главы кабинета министров среди важных факторов, мешающих людям пенсионного возраста справляться с поставленными задачами, назвала состояние здоровья и низкий уровень компетентности. Однако вряд ли эти слова можно отнести к директорам, о которых рассказано выше. С Ахметом Шарпудиновичем мы встречались перед майскими праздниками в нашей редакции. Знакомство  и многочасовая беседа с бодрым, подтянутым, умудренным опытом человеком убедили: слова высокопоставленного чиновника никак не относятся к этому руководителю. Многочисленные награды и победы коллектива в различных конкурсах – это ли не свидетельство высокого профессионализма и компетентности руководителя? Встречалась я на одном из совещаний в столице с Марем Юсуповной Галаевой, заслуженным учителем Республики Ингушетия, кавалером медали ордена «За заслуги перед Отечеством II степени», ордена «Почет и Слава», победителем Всероссийского конкурса «Лучший директор общеобразовательного учреждения 2008 года»… Впрочем, перечисление всех ее наград займет немало места. И мне больно осознавать, что для таких высокопрофессиональных педагогов-новаторов, которые сделали настоящий прорыв в образовании республики, не нашлось особых, добрых слов благодарности. Да и как их можно произнести, если увольнение происходит по пресловутой статье. Правда, в конце февраля на одном из совещаний глава республики выступил с разъяснением, что не может быть никаких замечаний к тем пенсионерам, кто хорошо справляется со своими обязанностями. «Мы не требуем повального увольнения работающих пенсионеров, – заметил глава республики. – На смену пенсионерам должны прийти более энергичные и профессиональные молодые люди. Если мы пойдем по другому пути, то эта работа не принесет ожидаемых результатов». Эти мудрые слова прозвучали после того, как уже были уволены практически все директора пенсионного возраста. Кстати, судя по информации, расположенной на официальном сайте Министерства образования республики, до сих пор не все вакансии в учреждениях образования закрыты. Не спешат молодые, энергичные обладатели красных дипломов в школы. Ничему не научил чиновников горький опыт Долаковской сельской школы, где уже два года не могут назначить постоянного директора.  Сколько времени должно пройти, чтобы в коллективах перестали сравнивать новых «назначенцев» с директорами, которые, по сути, создали авторские школы? Образование, как бы ни хотели превратить его в такую же отрасль, как, к примеру, машиностроение, остается особой областью, где вопросы нравственности невозможно списать как устаревшие и ненужные.  В официальном блоге, который ведет Юнус-бек Евкуров, читаю одно из возмущенных обращений: «Кого увольняют? Это профессионалы, у которых стоило поучиться и нам. А какие специалисты сейчас выходят из вузов – юристы, экономисты и прочие, – мы знаем хорошо». И таких отзывов немало. Как и тех, в которых главу республики слезно молят о трудоустройстве. «Я пытался устроиться на работу, просто так падойти, но меня не где не берут» – такие просьбы с кучей ошибок не редкость. – Разве мы, пенсионеры, не понимаем ситуации с безработицей, – с горечью говорит Ахмет Шарпудинович, – но просто обижает спешка, с которой от нас избавились. Зачем увольнять в середине учебного года? Дали бы возможность доработать до конца года. Почему не организовать достойные проводы в конце мая? У нас что, за порогом школы очередь из молодых людей, желающих работать с детьми? Молодежь неохотно идет к нам, а тех, кто идет, приходится еще и лет десять учить. Недавно глава республики Юнус-бек Евкуров опять напомнил, что не было самоцели повально уволить всех работающих пенсионеров, освобождая тем самым дорогу молодым выпускникам вузов. «Если это специалист, которому нет достойной замены, его увольнение может негативно отразиться на общем уровне работы. Речь в большей степени идет о руководителях, десятками лет занимающих должности, не желающих трудиться по совести и так или иначе замешанных по умолчанию в различных коррупционных схемах». Но от этих слов легче уволенным педагогам не становится. Ведь все их труды и заслуги на ниве просвещения уже были перечеркнуты в одночасье. Хочется все-таки верить в благоразумие властей, которые найдут возможность выправить положение с увольнением профессионалов своего дела.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте