В 80-е годы в среде педагогов-практиков возникла острая потребность в создании ситуации успеха. Волков, Ильин, Шаталов, Щетинин… Они делают очень разные попытки “реанимировать” образование: тут и техническое творчество, и эмоциональность, и
свертки информации, и обучение в режиме погружения. Но творческая личность, как известно, не тиражируется. Школа – это система, нуждающаяся в постоянной диагностике. Диагностика же есть выбор главных задач и успешное их решение.
В начале 90-х годов педагоги Зеленодольска искали возможность создания ситуации успеха. Анализ состояния качества обучения показал, что наибольшие потери его приходились на 1, 5, 7 и 9-е классы. Поднимать сразу четыре параллели было непосильным трудом. Нужна была концентрация усилий в какой-либо одной точке.
После 9-го класса многие ученики уходили продолжать обучение в СПТУ, первые и седьмые классы тоже не были удобными из-за слабой изученности причин спада качества обучения. В наиболее выигрышном положении находились пятые классы. Спад качества обучения здесь обусловливался низким уровнем преемственности между начальной и средней школой, поэтому начинать создание ситуации успеха следовало в начальных классах.
С чего начать? Из множества рекомендаций особым вниманием среди учителей пользовалась в ту пору рекомендация Всеволода Зайцева о необходимости достижения к концу начального обучения уровня общеучебных умений 129/60/30. Это означало, что для успешного обучения в пятом классе дети должны читать со скоростью 120 слов в минуту, писать 60 букв в минуту, вычислять 30 цифр в минуту. Сам Зайцев проводил корреляционную оценку влияния 42 признаков на успешность обучения пятиклассников и пришел к выводу, что решающее значение имеет состояние общеучебных умений. Это совпадало с мнением учителей, создавших в своих классах ситуацию успеха. Сомнения возникали только относительно рекомендуемых цифр, которые сильно отличались от официальных нормативов. Поэтому была проведена тщательная оценка состояния общеучебных умений у двух групп учеников: сильных (занимающихся на “4” и “5”) и слабых (занимающихся на “3” и “4”). По ее результатам мы должны были признать, что:
официальные нормативы обеспечивают дальнейшую учебу только на уровне троек;
ситуация успешного обучения возникает только при достижении уровня, рекомендуемого Зайцевым.
В течение трех лет мы переходили на обучение “по Зайцеву”. Для этого:
в 1991-1992 учебном году было проведено широкое ознакомление учителей, завучей и методистов с технологиями СОУ;
в 1992-1993 учебном году применение технологий СОУ во 2-4-х классах приобрело массовый характер, проводился общегородской смотр-конкурс достигнутых результатов;
в 1993-1994 учебном году применение технологий СОУ было распространено на 5-6-е классы.
К концу этого периода качество обучения составило в пятых классах 38 процентов, что выше среднего уровня на 6 процентов; в шестых классах результаты были более скромные – 29 процентов, но и они были на 3 процента выше средних.
Впрочем, учителя высказывали озабоченность, что достигнутые результаты существенно стираются за время летних каникул. Мы провели замеры скорости чтения, письма и вычислений у одних и тех же учеников в конце третьего и в начале пятого класса. Результат превзошел наши ожидания – общеучебные умения ухудшались у большинства учеников:
чтение – у 50-60%;
письмо – у 60-70%;
вычисления – у 70-80%;
таблицу умножения после летних каникул полностью помнили только 24% пятиклассников.
Природа этого спада носила психофизиологический характер и не могла пройти мимо внимания зарубежных исследователей. Во многих европейских странах, например, используются для сохранения умений специальные летние задания. Нам удалось приобрести итальянский вариант тетради с печатной основой, по этому образцу были созданы и затем апробированы два варианта тетради “Мамина школа”. Эксперимент подтвердил их высокую эффективность: теперь общеучебные умения ухудшались лишь у 10 процентов учеников.
Разработка тетрадей “Мамина школа” была началом нового трехлетнего периода методической жизни городских школ:
1994-1995 учебный год – применение пособия “Мамина школа” в 3-4-х классах; проведение диагностики классных коллективов в 5-9-х классах;
1995-1996 учебный год – начало применения технологии Е.Ю.Коростелевой;
1996-1997 учебный год – широкое использование летних заданий, технологий СОУ; организация “малышкиной школы”.
Диагностика классных коллективов проводилась для определения основных резервов работы.
Проведенные исследования показали, что основные резервы в классах второй ступени связаны с воспитательной работой.
Решающими критериями для оценки воспитанности оказались:
доброта по отношению к одноклассникам;
внимательность к окружающим людям;
аккуратность в работе;
взаимопомощь, наставничество.
С этой информацией были ознакомлены все педагоги города.
Уменьшение охвата дошкольников садиками, имеющее место во всей России, не обошло и Зеленодольск. В первых классах школ оказалось много детей с задержкой эмоционально-речевого развития. Для исправления положения использовалась технология психолога из города Тольятти Самарской области Е.Ю.Коростелевой. Эта технология позволяет быстро (за 2-3 месяца) развить ассоциативную и зрительную память первоклассников и улучшить накопление словарного запаса. Было предложено использовать технологию Коростелевой не только в первом классе, но и в детских садах.
На последнем году трехлетнего периода все новшества уже использовались системно, в большинстве школ были организованы “малышкины школы”, где проводились регулярно занятия для дошкольников с мамами.
Итог всего периода можно оценить по достигнутому качеству обучения:
в 5-х классах – 46%;
в 6-х классах – 37%.
В пятых классах был превзойден среднегимназический уровень – 42%. Можно было уверенно прогнозировать, что на следующий год это произойдет и в шестых классах.
Следующий трехлетний период мы посвятили проблеме трудных предметов. Раньше этим заниматься было нерационально, прежде надо было исключить разрушение мотивации, снизить количество троек по более легким предметам, вывести пятые классы на гимназический уровень. Зато теперь можно взяться за математику и русский язык – с надеждой на успех.
По данным диагностики в центре внимания оказываются:
1997-1998 учебный год – математика (диагностика и контрольные работы);
1998-1999 учебный год – русский язык (диагностика и контрольные работы);
1999-2000 учебный год – контрольные работы в выпускных классах.
К концу последнего периода 5-6-е классы преодолели 50-процентный рубеж качества обучения, город вышел на уровень выше среднегимназического. Успех не случаен: он демонстрирует надежность (сохранность качества) обучения в конце 9-летнего эксперимента по диагностико-технологическому обеспечению преемственности.
Татьяна ПЛАТОНОВА,
методист городского отдела образования
Зеленодольск,
Республика Татарстан
Комментарии