История системы образования Калмыкии в период восстановления республики после Великой Отечественной войны тесно связана с именами многих замечательных педагогов, посвятивших себя любимой профессии и навсегда выбранному делу. В числе этих людей учитель математики, ветеран профсоюзного движения Евгения Федоровна Полтарабатько.
Путь в учительскую профессию Евгения Федоровна начинала с работы пионервожатой. Вместе с лучшей подругой Людмилой комсомолка Женя (так звали ее в те далекие годы) во время летних каникул помогала старшим товарищам воспитывать, организовывать учеников младших классов. Работа с детьми приносила радость, окрыляла, но в школе в селе Черный Яр Астраханской области, где учились девушки, никто не подсказал им по окончании десяти классов поступить в педагогический институт. И после выпускного вечера в июне 1947 года вчерашние школьницы решили ехать в Урюпинск – подавать документы на специальности «цветоводство» или «виноградарство». Возможно, стали бы прекрасными специалистами и в этих сферах, если бы по пути за билетами на речной вокзал не встретили секретаря райкома комсомола, убедившую девчат в том, что они – начитанные, умело организующие детские коллективы – должны стать именно педагогами. И билеты были приобретены на пароход до Астрахани, куда девушек, отругав за неожиданно принятое решение, проводили родители.В учительский институт, в котором будущих учителей 5-7‑х классов готовили в течение двух лет, подруги поступили с первой попытки. Учились, как и многие в те трудные годы, старательно. Жили на стипендию, которой не всегда хватало, ели то, что стоило недорого, – в основном овощи и много зелени, с чем Евгения Федоровна и связывает тот факт, что сумела сохранить здоровье на многие годы.В Элисту, которая после войны называлась городом Степным и входила в состав Астраханской области, выпускница педагогического института, учительница математики Евгения Марина (девичья фамилия нашей героини) прибыла в августе 1949 года. Автобусы сюда не ходили, добраться в город из Астрахани можно было только на машине, возившей почтовые грузы. В Степной машина въехала примерно в полночь, было темно – ни единого огонька – и очень тихо. «А я думала, что город будет освещен электрическими огнями», – обратилась девушка к шоферу. «Откуда ж тут взяться электричеству? – ответил тот. – Здесь же немцы были, все разрушили. У людей керосиновые лампы, да и те погашены – поздно уже». Евгения переночевала в семье водителя, жившего с женой и детьми недалеко от нынешней элистинской школы №2. Рано утром вышла на крыльцо и ахнула: кругом одни землянки, ветер гонит по улице песок, и зияет пустыми окнами, чернеет после сильного пожара здание школы.Евгения Федоровна от хозяйки, а затем и от соседей слышала рассказы о том, как, покидая Элисту, фашисты подожгли школу, как долго горела она и языки пламени вырывались из обезображенных окон. 15 августа молодая учительница пришла в семилетнюю школу, которую возглавлял Герман Дмитриевич Горбатенко. «Директор сразу предупредил, что я буду преподавать в трех пятых классах. И я вела по шесть уроков в первую и во вторую смену, – вспоминает Евгения Федоровна. – Я была влюблена в детей, мне нравилось работать с ними, вместе участвовать в соревнованиях между классами, которые тогда активно проводили».Собеседница не рассказывает о том, как жилось ей в поначалу чужом городе. Лишь промелькнет в разговоре упоминание о том, что снимала комнату у Елены Лукьяновны Полтарабатько, познакомилась с ее сыном Иваном, вернувшимся со службы в Морском флоте. Забегая вперед, отметим, что Евгения Федоровна и Иван Леонтьевич (которого, к сожалению, уже нет) воспитали троих детей – Людмилу, Владимира и Елену, дали им высшее медицинское образование. Сегодня Евгения Федоровна вместе с дочерью и зятем живет в доме, который в 1961 году построил супруг.А в те годы, когда страна восстанавливалась после войны и народ не только жил надеждой на светлое будущее, но и сам строил его, учительнице хотелось, чтобы ее ученики (в классе были представители разных национальностей) были даже не в числе первых, а лучшими. И это удавалось благодаря ее энергии, умению заразить ею детей, сплотить их. Евгения Федоровна много читала, интересовалась тем, что и как организуют в школах других городов, даже слушала по радио популярную «Пионерскую зорьку» – перенимала полезный опыт.В 1951 году ее назначили завучем. В 1962 году она была переведена учителем математики в среднюю школу №3, а через год окончила Ставропольский государственный педагогический институт, в котором училась заочно.В последующие годы заведовала методическим кабинетом Элистинского городского отдела народного образования (гороно), с 1969‑го по 1975‑й возглавляла горком профсоюза работников просвещения, с 1975 по 1984‑й трудилась секретарем обкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений. «Когда я работала председателем горкома профсоюза, большую помощь мне оказывала Галина Наминовна Гаряева, работавшая секретарем областного комитета. В 1975 году Галину Наминовну избрали председателем обкома, и по ее рекомендации меня утвердили в должности секретаря этой же организации», – вспоминает Евгения Федоровна.На пенсию она вышла первого июля 1984 года.«Будучи секретарем обкома профсоюза, Евгения Федоровна большое внимание уделяла повышению роли первичных профсоюзных организаций в решении вопросов труда, быта и отдыха членов профсоюза. Вопросы охраны труда и техники безопасности, заработной платы были под постоянным контролем Евгении Федоровны. После ее проверок производились массовые выплаты членам профсоюза недополученной зарплаты. Ее авторитет среди профсоюзного актива и органов управления был очень высок», – рассказывает председатель Калмыцкого рескома Общероссийского Профсоюза образования Антонина Коокуева.О том, каким специалистом была Евгения Федоровна, свидетельствуют ее многочисленные награды: знак «Отличник народного просвещения», юбилейная медаль «За доблестный труд. В ознаменование 100‑летия со дня рождения В.И.Ленина», нагрудный знак «За активную работу в профсоюзах», почетные грамоты Республиканского комитета профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений РФ и ЦК Профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений, а также почетные грамоты Элистинского горкома КПСС и Министерства просвещения Калмыцкой АССР.Евгения Федоровна бережно хранит эти документы, потому что в них слова признательности и искренней благодарности за годы честного, кропотливого и созидательного труда, уважения и восхищения человеком, отдавшим почти всю свою жизнь сфере образования и развитию самой массовой общественной организации.«Вы относитесь к таким людям, которые умеют сразу расположить к себе. Ваше обаяние складывается прежде всего из доброжелательности, внимания к собеседнику, умения выслушать, вникнуть в чужие проблемы, желания помочь», – отметили преподаватели и сотрудники Элистинского педагогического училища (ныне колледжа) имени Х.Б.Канукова в день 55‑летнего юбилея Евгении Федоровны.«Интересна, содержательна и почетна Ваша трудовая биография: учитель математики, заведующая городским методическим кабинетом Элистинского отдела народного образования, председатель горкома профсоюза работников просвещения – это яркое свидетельство роста Вашей трудовой и общественной деятельности. На всех участках работы Вы являли пример добросовестного и творческого отношения к труду. Доброе имя секретаря обкома профсоюза работников просвещения, высшей школы и научных учреждений Вы заслужили честным, сознательным отношением к своему труду, своим обязанностям, чутким и внимательным отношением к каждому работнику просвещения, проявлением постоянной заботы о создании для них лучших условий труда, быта и отдыха», – читаем в почетной грамоте Министерства просвещения Калмыцкой АССР и Института усовершенствования учителей от 20 января 1984 года. Коллеги отметили не только многолетний напряженный труд по обучению педагогических кадров, профсоюзных активистов, но и поблагодарили Евгению Федоровну за «исключительно ценное свойство характера – умение настойчиво и терпеливо работать с людьми, щедро и радостно передавать свои знания другим».По мнению ветерана профсоюзного движения Галины Гаряевой, высшей наградой Евгении Федоровне за повседневный кропотливый труд является всеобщее глубокое уважение коллег, педагогической общественности республики и профсоюзного актива. «Чуткий и отзывчивый человек, верный и бескорыстный товарищ, неутомимый труженик – одним словом, наш современник с активной жизненной позицией» – вот как характеризует коллегу Галина Наминовна – емко и кратко, подчеркивая главные качества Евгении Федоровны, благодаря которым она состоялась и как учитель, и как профсоюзный лидер.Республика Калмыкия
Комментарии