1 сентября 2016 года в общеобразовательной школе №1 города Удомля Тверской области откроется класс для учеников с расстройствами аутистического спектра. Учителя ласково называют этих детей аутятами. Удомельская школа инклюзивная, ее ученики осваивают разные программы: общеобразовательную, коррекционную, специальную индивидуальную программу развития (СИПР). Аутята смогут пользоваться школьной столовой, бассейном, спортзалом, но заниматься будут в отдельных кабинетах.
Современная Удомля – маленький город атомщиков в Тверской области, расположенный вокруг Калининской АЭС. Его можно охватить взглядом с шестнадцатого этажа высотки. Слева – корпуса атомной электростанции. Справа – церковь с золотым куполом. Впереди – лес. Сзади – новый микрорайон и белые полоски «зебры», через которые нужно перебежать детям по дороге в школу. Там педагог-дефектолог школы №1 Виктория Кондратова показывает своим подопечным, как пользоваться пешеходным переходом. Еще в начале века никто и представить себе не мог, что ее теперешние ученики когда-нибудь переступят порог общеобразовательной школы. «Никто не требует, чтобы эти дети освоили учебную программу, – объясняет Виктория Кондратова. – Я провожу с ними уроки в магазине или на почте. Учу их пользоваться калькулятором, заполнять бланки. Моя задача – научить их выживать в этом мире». У СОШ №1 необычная история. Она началась в 2011 году, когда объединились удомельская общеобразовательная школа №1 им. Попова и школа для детей с особыми образовательными потребностями при Центре психолого-педагогической реабилитации и коррекции г. Удомля. Теперь педагогический коллектив готов принять детей с любыми проблемами. Например, весь Удомельский детский дом. А еще, перечисляют учителя, детей с задержками психического развития, с расстройствами интеллектуальной сферы, зрительных и слуховых анализаторов. И в этом остается поверить им на слово: ведь при встрече в школьных коридорах вы не догадаетесь, кто из пробежавших мимо считается здоровым, а кому рекомендовано надомное обучение. В удомельской школе им. Попова 646 учеников, из них 99 детей такие рекомендации имеют. Каждое утро дети из школы №1 проходят по аллее вдоль школьного цветника. Потом одни поднимаются по ступеням высокого крыльца, другие заезжают в школу по пандусу. В гардеробе под разноцветными детскими куртками появляется маленькая инвалидная коляска. У ее хозяйки Кати в школе есть много возможностей – купаться в бассейне, посещать занятия лечебной физкультуры, расслабляться в кабинете для релаксации, обращаться к психологу. На одного обычного ученика общеобразовательной школы в Тверской области выделяется норматив от 27 до 32 тысяч рублей в год. На ребенка, которому медкомиссия рекомендовала индивидуальное обучение, – около 135 тысяч в год. Плюс помощь муниципалитета, поддержка спонсоров, финансирование из государственных и региональных программ. На эти средства школа пытается создать особый уклад для особых детей.Те, кому рекомендована общеобразовательная программа, учатся в одном классе со здоровыми сверстниками. Те, кто осваивает индивидуальную программу, проводят свой школьный день в особой группе с воспитателем и тьютором. Каждый тьютор курирует по 4 человека. В определенный час за учеником приходит педагог и уводит его для индивидуальных занятий в мини-класс. Это школьный класс с классной доской, компьютерами, наглядными пособиями. Только парта в нем одна. И занимаются в нем вдвоем. – Одному нашему аутенку страшно идти от класса до класса через всю школу, – рассказывает заместитель директора Елена Васильева. – Медкомиссия решила, что он может осваивать общеобразовательную программу. Но сидеть со всеми в классе ему трудно. Мальчик болезненно реагирует на громкие звуки: затыкает уши, когда звенит школьный звонок или когда учитель повышает голос. Я прихожу за ним и веду его за руку через всю школу в наш кабинет для индивидуальных занятий. Для него такое путешествие – это страшно. Но где, как не в школе, он сможет приобрести социальный опыт? Обычные и особые дети встречаются на всей школьной территории – в коридорах, в столовой, в бассейне. В школе сейчас все общее: отличный бассейн, новая столовая, телестудия, компьютерные классы, кабинет релаксации с пушистым белым ковром, игрушками… И вот что удивительно: чем больше в школе особых детей, тем меньше в ней правонарушителей. Список учеников школы №1, состоящих на учете в полиции, за последние годы сократился вдвое. – Между детьми в нашей школе установились доброжелательные отношения, – говорит социальный педагог Валентина Цыбина. – Дети видят: добро и забота существуют, они здесь, рядом. Не надо их искать. Только запустите этот процесс и увидите: они готовы делать добро и помогать другим. …А мамы и папы просят принять в школу №1 детей, которым не нужны ни коррекционные программы, ни СИПР. Просто родители хотят, чтобы они учились именно здесь. Так говорит директор школы №1 г. Удомля Елена Митякина и отвечает на непростой вопрос, который сейчас волнует многих, – сколько особых детей может учиться в общеобразовательной школе:- Надо исходить из реальности: мы не можем заранее узнать, сколько детей с ОВЗ будет в школе через столько-то лет. В одном классе не будет ни одного ребенка, в другом – два, три или больше. С этой ситуацией внезапности для меня как для директора связан ряд трудностей. Если ребенок перейдет к нам из другой школы в нашем районе, деньги на его обучение придут за ним. А если он приедет из другого региона России? Этот вопрос волнует многих директоров коррекционных школ, и мы еще будем его обсуждать с финансистами. – Елена Анатольевна, а обучение одного аутенка будет обходиться еще дороже? – Пока норматив одинаков для всех детей с ОВЗ. Но дети с расстройствами аутистического спектра – это самое проблемное звено. Для них тяжело написать индивидуальную программу. Все возможности, которыми обладают эти дети, могут быть завуалированы степенью расстройства. У нас с каждым таким ребенком работает консилиум. Мы постоянно корректируем их индивидуальную программу, продлеваем им диагностический период. Им, несмотря ни на что, необходимы общение и дружба сверстников. Это чудесные дети! Мы их очень любим! – Сколько таких детей будет у вас с 1 сентября? – 12 человек. Пятеро будут заниматься в отдельном классе, остальные – по специальной индивидуальной программе развития. Для класса аутят у нас в школе с 1 сентября будут дополнительные ставки. Этот проект мы осуществляем вместе с фондом «Обнаженные сердца».- Родители здоровых учеников довольны такой ситуацией?- Я всегда говорю родителям: «Ваши дети учатся быть терпимее, обучаясь рядом с особыми детьми». И еще: «Не пугайтесь, что у нас учатся такие дети. Они приносят комфорт в нашу школу. Благодаря им мы участвуем в проектах, получаем гранты. Всем, что делается для детей с ОВЗ, пользуются и обычные дети». Когда в нашу школу приходят дети, сильно отличающиеся от других внешне, одни ученики смотрят на них с сочувствием, а другие могут посмеиваться. Я всегда сама захожу в классы и разговариваю с учениками, особенно с вновь прибывшими. «Ты пришел в необычную школу, поэтому не удивляйся, – говорю я. – Каждый из нас имеет право на обучение и право на существование». И они это понимают.3 мая 2012 года Российская Федерация ратифицировала Конвенцию ООН от 2008 года о правах инвалидов, в которой говорится о недопустимости сегрегации, то есть обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в закрытых интернатах (Федеральный закон от 3 мая 2012 г. №46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»). Россия обязалась создать условия для учебы детей с особенностями здоровья в общеобразовательных школах по месту жительства. Инклюзивное образование стало нормой образовательного права с 2012 года, после принятия нового Закона «Об образовании в РФ». В большинстве земель Германии форму обучения ребенка с ОВЗ выбирают родители. По законам об образовании многих федеральных земель детей с ОВЗ предпочтительнее отдавать в общеобразовательные, а не в коррекционные школы. Модели инклюзивного обучения были опробованы здесь в 80-х – начале 90-х годов XX в. С тех пор обучение детей с ОВЗ в общеобразовательной школе приравнивается к обучению в школе-интернате. Однако некоторые спецшколы по-прежнему работают.А в Норвегии школьная инклюзия является основополагающим принципом. Норвежцы считают, что не ученики с ОВЗ должны приспосабливаться к школе, а школа к ним. На местном уровне норвежским школам помогает психолого-педагогическая служба, на государственном – служба Statped. Первая дает возможность учителям повысить квалификацию для обучения детей с ОВЗ. Вторая распространяет знания об инклюзивной среде обучения. Удомля, Тверская область
Комментарии