Тема “Наш класс”
Цели урока: Использование групповой и самостоятельной формы работы на уроке:
создание на уроке ситуаций, позволяющих каждому ученику раскрыть содержание своего собственного опыта относительно изучаемой темы;
опора на имеющийся жизненный и учебный опыт учащихся при рассмотрении проблемно-поисковых ситуаций, формирование нового опыта;
поощрение в ходе урока стремления учащихся анализировать и приходить к единому мнению.
Ход урока:
I. Мотивация урока.
Ребята, я знаю, что вы все любите сказки, и поэтому хочу вас сегодня познакомить еще с одной сказкой.
Жили-были пальчики. И не было между ними дружбы. Они постоянно ссорились и что-то делили. Надоела им такая жизнь, они решили расстаться и отправились в путь-дорогу.
На пути своей судьбы
Повстречалися они
Не с бумагой, не с письмом,
А с неведомым числом.
Что это за число? (на доске появляется число 5)
Свойство то число имело,
Говорить оно умело.
“Я ль на свете всех милее,
Всех прекрасней и умнее?”
Только пальчики в ответ
Говорят: “Конечно, нет!”
Знаем мы, что значит 5 –
Это значит всем страдать,
Все делить и драться –
Лучше всем расстаться.
И отправились в страну,
Где все всегда по одному.
(Дети сидят по группам. Каждая группа – город, имеет свое название. Каждый пальчик “отправляется” в свой город).
1. “Большой” пальчик отправляется в город Художников.
2. “Указательный” – в город “Науки”.
3. “Средний” – в город “Мастеров”.
4. “Безымянный” – в город “Поваров”.
5. “Мизинчик” – в город “Парикмахеров”.
Но чтобы попасть в город, необходимо выполнить задание. Ребята, попробуйте выполнить задания вместе с пальчиками. (Каждая группа получает задание).
Задание для городов
1. Город Художников.
Взять “большим” пальчиком кисточку и нарисовать солнышко.
2. Город Науки.
Взять указательным пальцем ручку и написать слово ДРУЖБА.
3. Город Мастеров.
Взять средним пальчиком иголку и вдеть нитку в иголку.
4. Город Поваров.
Взять безымянным пальцем ложку.
5. Город Парикмахеров.
Взять мизинцем расческу и причесаться.
(После выполнения задания задается вопрос).
– Смогли ли пальчики попасть в свой город? (Нет).
– Почему? (Одним пальчиком невозможно выполнить ни одного задания).
II. Опечаленные тем, что их настигла неудача, они отправились дальше. Долго они шли, и тропинки их свели к новому городу под названием “Город Класс”. Находится этот город в Привокзальном районе, на территории школы N 58. Рядом был красивый пруд – его Верх-Нейвинским зовут. И жили в нем дети с очень красивыми именами. (На доске висит рисунок большого дома под названием “Наш класс” со множеством окошек).
Ребята, напишите на карточке свое имя и поместите в то окошечко, которое вам больше понравится. (Помещают свое имя в любое пустое окошко).
Давайте вспомним, что обозначают ваши имена (перелистывают свои альбомы и читают обозначение своего имени: Виктор – победитель и т.д.).
Пальчикам очень нравились ваши имена, но они вас еще плохо запомнили. Я буду показывать на окошечко, а вы будете вставать и говорить Я (Саша – я, Оля – я…).
А если я покажу два окошечка, например Оля и Саша, то получится два Я или МЫ, т.к. Я + Я = МЫ.
Так кто же живет в этом доме? (Мы).
Значит, класс это – МЫ.
А какие МЫ? (добрые, несправедливые, вежливые, заботливые, настойчивые, дружные, ленивые и т.д.).
Что значит быть добрым? Злым? Дружным?..
III. Ребята, вы знаете, а пальчики не верят, что дружба может делать настоящие чудеса, и хотят вас проверить на деле. Для этого они придумали для каждой группы задание (Собрать мозаику. Для всех групп мозаика раздана).
Смогли ли вы справиться с этим заданием? (Да).
Почему? (Помогали все пальчики, взаимопонимание, умение договариваться, умение слышать…).
Ребята, давайте придумаем конец сказки. (Рисуют и защищают свои рисунки, рассказывают сказку. Работа в группах).
Вместе пальчики друзья!
Друг без друга им нельзя!
Тема “Добро”
Цели урока:
1. Показать учащимся, что добро не вне нас, оно внутри нас и зависит от духовно-нравственного содержания человека.
2. Воспитание чувств доброты, сопереживания за другого человека, чувства ответственности.
3. Развитие образного мышления, способности анализировать и делать выводы.
Ход урока:
I. Сценка по миниатюре В.А.Сухомлинского “Красивое и уродливое”. (Участвуют только дети). (Урок в школе).
Учитель: Дети, подумайте, что вам кажется самым красивым, а что – самым уродливым?
Саша: Самое красивое – мраморные цветочки ландыша. Они такие нежные и ласковые. Когда смотришь на них, становится радостно. Хочется сделать что-то хорошее.
Лена: Самое красивое – когда люди делают один другому хорошее.
Сережа: Я согласен с Леной.
Учитель: Докажите, что ваша мысль правильна.
Лена: Это было на улице, где мы с Сережей живем. Однажды случилось вот что. Под высоким деревом на лавочке сидел старый дедушка. Он ехал на автобусе, и ему стало плохо.
Сережа: Да, он вышел из автобуса и сидит на лавочке. А мама Лены пригласила его домой, дала лекарство, накормила.
Лена: Дедушка отдохнул и поехал домой.
Учитель: Спасибо. Это хороший пример. Ну а уродливое – что это такое?
Марина: Можно я скажу? Уродливое было вот что. У одного мальчика умерла бабушка. Старая-старая, 90 лет. И он не пошел на похороны. А когда бабушка болела, не ходил к ней.
Учитель: Неужели ему не было больно?
Так что же такое человеческое уродство?
Артем: Самое уродливое, когда человек становится злым, бессердечным.
Учитель: Молодец. Вы правильно поняли, что настоящая красота человека – в его добрых поступках.
II. Поиск темы урока.
1. В чем заключается настоящая красота человека? (В его добрых поступках…).
– Что лежит в основе добрых поступков? (Добро).
2. Выделение темы урока:
– Давайте сегодня поговорим о том, что же такое ДОБРО, для чего оно необходимо, какое оно должно быть.
– Я думаю, что для каждого человека оно разное.
– Давайте призадумаемся над этим и попробуем написать синквейн к слову ДОБРО.
Работа происходит
1. Индивидуально.
2. В парах.
3. В группах.
– Давайте посмотрим, какое оно?
– Ради чего совершается добро?
III. Работа в группах.
Ребята, попробуйте на листе бумаги изобразить добро.
(После проделанной работы ребята защищают свои рисунки, доказывая, почему они это нарисовали).
IV. Тренинг.
А сейчас в качестве разминки мы проведем с вами небольшой тренинг.
Давайте встанем все в большой круг.
Любите ли вы получать подарки? Давайте подарим друг другу добрые дела.
Скажите, приятно ли вам было, когда о вас говорили так много хорошего?
V. Рассказ учителя.
Пока вы рассаживаетесь, я вам расскажу об одном, очень интересном человеке.
Очень давно в городе Москве жил доктор, звали его Павел Иванович. Он был очень добрым и искренним человеком. Целыми днями он ходил по домам и лечил бедных людей – помогал им в тяжелую минуту. Люди его тоже очень любили. Но вот в один из зимних дней Павла Ивановича не стало, он умер. Люди потеряли друга и хорошего человека. Тогда на собранные от пожертвований деньги они воздвигнули Павлу Ивановичу памятник и написали святые слова “Спешите делать добро”.
Добро всегда сильнее зла. Вот почему люди ценят и долго помнят добрых людей, а умных стараются поскорее забыть.
Спешите делать добро!
VI. Чтение стихотворения Андрея Усачева.
Закончить наш урок хочется на хорошей ноте.
Вы любите стихи?
У речки стоял удивительный домик.
В том домике жил удивительный
гномик.
До пола росла у него борода,
А в той бороде проживала Звезда.
Не знал ни забот, ни тревог этот гном.
Звезда освещала собою весь дом.
И печку топила, и кашу варила,
И сказки ему перед сном говорила…
И гном с восхищеньем чесал в бороде,
Что было, конечно, приятно Звезде.
Кормилась она только крошками
хлеба,
А ночью гулять улетала на небо.
Так шли потихоньку года и века…
Но кончилась в доме однажды мука.
И гном, распростившись с насиженной
печкой,
С рассветом отправился в город
за речкой.
А в городе том не носили бород.
– Ха-ха! Хо-хо-хо! – стал смеяться
народ.
– Вот чучело! – каждый ему говорил.
И гном испугался. И бороду сбрил.
И на пол упала его борода,
И тут же его закатилась Звезда.
У речки теперь есть обычнейший дом.
Живет в том доме обычнейший гном.
Опять отросла у него борода
Но больше к нему не вернулась
Звезда.
Л.АБРАМОВСКАЯ,
учитель начальных классов
Комментарии