]Год за годом наблюдая за своими учениками, я вижу, как детство незаметно переходит в юность, в тот удивительный возраст, когда сердце еще горячо, как поостывшая сталь отливки, и все наружу, все на воле, силы вскипают, ища выхода в действии. Неповторимый хаос детских впечатлений постепенно принимает некую структуру познания, опыта, выводов, соединяясь друг с другом, выстраиваясь в философскую систему, пока еще не очень стройную. В ней еще множество несцепленных звеньев, пустых мест, недоумений… И юный человек озирается вокруг себя в поисках недостающего, оценивает чужой жизненный опыт, решает важнейшие для себя вопросы:
Так ли я живу, как надо?
Так ли верю, люблю?
Те ли упреки, награды
Сердцем открытым ловлю?
Я верю своим воспитанникам, верю в них, и они знают, что их мнение мне дорого. Вслушиваюсь в их рассуждения и понимаю, как мало надо, чтобы они раскрыли маленькие секреты, свою душу. Нужно быть с ними искренними и откровенными.
Эти два качества необходимы мне, чтобы помочь им вырасти достойными гражданами.
Для меня урок – это обеспечение духовного общения ребят с прошлым и настоящим.
На первом уроке всегда говорю ученикам: “Проходят годы, десятилетия, столетия, но по-прежнему живы и молоды герои великих творений человеческого гения, они бессмертны в своей духовной жизни, и только узнав и поняв нашу великую литературу, вы станете причастными к этому бессмертию”.
Кто-то сказал: “Нетрудно завоевать, трудно удержать”. Да, удержать и удержаться самой! Сохранить в себе романтика и мечтателя! Быть верной призванию всю жизнь!
Сейчас школа – чуть ли не единственный островок добра и откровения. Учитель, а тем более учитель литературы, остается подчас один на один со стихией бездуховности, невежества. Уроки литературы, я уверена, стали для моих учеников единственным местом, где звучат рассуждения о нравственности, благородстве, милосердии, долге, смысле жизни. За стенами школы об этом почти не говорят. Было бы здорово, если бы учителю помогли или хотя бы не мешали в его нелегкой работе.
Перекраивание программы, превращение ее в “лоскутное одеяло”, мизерное количество уроков – все это не на пользу воспитанию гармоничной личности. Хочется сказать: “Не экономьте на уроках литературы! Дайте их больше, чтобы зерна честности, искренности, чуткости проросли и окрепли в детских душах, стали их неотъемлемой частью. Сделайте это доброе дело! “Если будет так, то, я думаю, будут реже звучать слова о грубости и черствости молодых. Не зря же гласит мудрость: “Делай добро и бросай его в море, море жизни. Оно не пропадет, добром к тебе вернется”.
Алевтина КРУГЛОВА
Астраханская область
Комментарии