search
main
0

Добро пожаловать в Северную Корею. ​Записки Виктора Болотова

Депутаты-единороссы Ирина Яровая и Вячеслав Никонов внесли в Госдуму законопроект, согласно которому преподавание математики, русского языка, литературы и истории по всей стране должно вестись по единым учебникам и прилагающимся к ним пособиям. Если этот закон будет принят, что очень вероятно, так как лоббируют его всерьез, мы не просто вернемся в советское время, когда, как ни крути, альтернативные учебники все же существовали, но окажемся в Северной Корее, где все хором встают, хором садятся, хором ложатся спать. Потому как, если верить документу, новые линейки будут строиться на «общепринятых знаниях», автоматически исключающих любые спорные и проблемные вопросы. Кроме того, под нож пойдут все общеобразовательные примерные программы, а значит, на свободном творчестве педагога будет поставлен крест.

Мне также очевидно, что про профильное обучение в старшей школе надо будет забыть раз и навсегда. О каком углубленном изучении тех или иных дисциплин может идти речь, если на всех одна книжка? Авторы инициативы старательно делают вид, что пекутся о благе детей, на самом же деле, преследуя совершенно иные, далекие от человеколюбия интересы, планируют изрядно испортить школьникам жизнь. Например, любому здравомыслящему человеку, думаю, понятно, что математика для гуманитариев и будущих студентов физмата – это две совершенно разные вещи. Первым важно научиться использовать математику в повседневной жизни, вторых волнует наука как таковая, со всеми ее теориями, внутренней красотой и гармонией. Теперь же выходит, что и те и другие могут о своих интересах и потребностях забыть: учебник-то один.Главный аргумент, который выдвигают авторы законопроекта, настаивая на введении единого учебника, сводится к тому, что дети, переходя из одного учебного заведения в другое, испытывают адские мучения, так как на новом месте у них в руках оказываются незнакомые им доселе книги. На редкость наивное утверждение людей, которые ни дня не провели в школе. Ясно же, что требования в двух соседних школах, даже если они работают по одним учебникам, могут быть совершенно разными. И ребенок, успешный в одной школе, в другой может скатиться на двойки.Еще один довод законодателей: единые учебники помогут детям легко и безболезненно сдавать ЕГЭ. Это уж вообще абсурд! Одни занимаются по учебникам, другие только делают вид, что занимаются. Первым сдавать экзамен будет легко, вторым – сложно. И не важно, одну и ту же книгу носят они в портфеле или разные.Разумно, на мой взгляд, поступили историки, приняв культурно-исторический стандарт, договорившись о единой концепции преподавания своей дисциплины. И только что в Министерстве образования и науки состоялся экспертный совет, где были одобрены три линейки учебников, которые этой концепции соответствуют. Кстати, писали ее больше года, к работе были привлечены и ученые, и учителя-практики. Было много споров, но в итоге компромисс все же нашли. Почему бы по этому пути не пойти и другим предметникам? Это будет куда дешевле и эффективнее. Потому как еще один немаловажный вопрос, который стоит за законопроектом Яровой – Никонова: сколько будет стоить реализация этой инициативы и кому она выгодна?NB! Виктор Александрович БОЛОТОВ, научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ ВШЭ, президент Евразийской ассоциации оценки качества образования, профессор, академик РАО.P.S. Поддерживаете ли вы предложенный депутатами законопроект, обязывающий школы учить математике, русскому языку, истории России и литературе по базовым учебникам, единым для всей страны? Присылайте свои отклики в редакцию – rudenkosa@mail.ru и на сайт www.ug.ru/insight/509.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте