Четыре года назад молодой учитель труда Никита Ложкин начал работать в школе поселка Ставрово. Постепенно вокруг молодого учителя сплотилась команда творческих единомышленников из учеников и учителей. Живет Никита Евгеньевич во Владимире. Каждый день ездит туда и обратно. Поначалу было сложно во всех отношениях. Но все устроилось.
Умеет директор Ставровской школы Лариса Анатольевна Никишина привлекать ярких учителей в свое учебное заведение. Так она на одном из мероприятий познакомилась с Никитой Евгеньевичем и сразу разглядела в нем перспективного, увлеченного педагога, который сумеет за собой повести ребят. Пригласила в школу, и молодой учитель сразу согласился.
Никита Ложкин преподает деревообработку, робототехнику, 3D-моделирование. Все это не требует сидения со сложенными руками за партой. Никита Евгеньевич признается, что первое время ему было непросто завоевать авторитет. Со временем все встало на свои места. Детей не обманешь: они чувствуют искренний интерес учителя к делу, в итоге загораются сами.
– Я никогда не стал бы заниматься тем, что меня самого не увлекает, – так объясняет Никита Евгеньевич те перемены, которые произошли с ребятами.
Учитель помнит хорошо себя в возрасте своих учеников. Подростком он каждый год бывал в лагере «Искатель» в Ковровском районе, где учили творчеству, помогали преодолеть страх перед неизведанным, открыть в себе желание познавать новое, пробовать свои силы. Теперь учитель ездит в «Искатель» вместе со своими воспитанниками уже в качестве вожатого. Скоро отправятся в этот замечательный лагерь на зимние каникулы.
Рядом с кабинетом труда Никита Евгеньевич с помощью команды старшеклассников, которую создал во время работы летнего школьного лагеря, оборудовал особое пространство. Назвали его просто – «Мастерская». Кто-то из ребят принес свои музыкальные инструменты, кое-что перешло сюда от поселкового конференц-зала, световое оборудование приобрели на школьные средства. Постарались устроить все в помещении стильно и современно.
Однажды молодая учительница английского языка Мария Алексеевна Светлакова поделилась с Никитой Евгеньевичем и его командой своими впечатлениями от увиденного ею спектакля. Рассказала, как поразила не только сама постановка, но и актуальная тема – школьный буллинг. Когда-то это называлось травлей, с ней приходилось сталкиваться многим.
– Буллинг – это большая проблема. Явление существует практически в каждом школьном коллективе. Правда, его или не замечают, или стараются замалчивать, – заметил Артем Молдованов, активный участник «Мастерской».
– В нашей школе эта проблема стоит очень остро, вплоть до «стрелок» и разборок в туалете, – подтвердил Никита Евгеньевич.
Так идея поставить спектакль про буллинг увлекла самих ребят. Стали собираться на репетиции в «Мастерской», вспоминать примеры из собственной жизни, случаи травли одноклассников.
– Если разобраться, то многие из нас были и жертвами травли, и агрессорами. Я сам обычно стараюсь вступаться за тех, кто подвергается разного рода издевательствам, но не всегда получается. Признаюсь, что бывал и малодушным, – честно признается Иван Степанов.
Одно то, что ребята открыто говорят о таких сокровенных вещах, анализируют свое поведение, заставляют и других взглянуть на проблему иначе, – уже большое дело. Иван принимал активное участие в создании спектакля. Юноша увлекается джазом, играет на гармони, фортепиано. Он создал саундтрек к спектаклю.
– Музыка рождалась буквально на ходу. Я сидел, слушал рассказы ребят и начинал что-то наигрывать.
Для Ивана участие в спектакле – привычное дело. Его отец окончил Щукинское училище и был много лет режиссером народного театра, так что юноша буквально вырос за кулисами.
– Но меня больше привлекает иммерсивный театр – форма современного искусства, когда зрители активно вовлекаются в действо. Мне нравится, когда мы все вместе находимся в поиске, – делится Иван.
Решили, что свои истории ребята будут прописывать сами. За сценарий взялась Екатерина Куприянова, ученица одиннадцатого класса. Она мечтает стать филологом, так что для нее такая работа стала просто подарком судьбы.
Репетиции начались не сразу. Сначала бурно кипели споры и шли обсуждения темы.
– Мы проговаривали все, что накопилось в душе, хотели разобраться в себе, – делится Артем Молдованов.
Идея спектакля захватила Артема. К тому же у него уже был опыт работы в Ставровском народном театре. Правда, в дальнейшем он хочет стать программистом, но этот театральный опыт считает необходимым и бесценным.
– А мне, например, не так интересно выступать на сцене. Увлекательнее писать сценарии и заниматься постановкой спектакля, – говорит Екатерина Куприянова.
Здесь, в «Мастерской», каждый занимается тем, что ему по душе, наверное, потому все удается и все получается. Никита Булич, несмотря на то что после девятого класса поступил в колледж, все равно приходит на все репетиции и занятия. Он попробовал себя на сцене, участвуя в спектакле со своей личной драмой. Огромная, конечно, смелость со стороны каждого участника спектакля – не постеснялись, озвучили то, что принято скрывать от других. Никита благодаря «Мастерской» стал играть на самых разных музыкальных инструментах, освоил укулеле, барабан.
– Вот так раскрываются в ребятах скрытые таланты – радуется их руководитель Никита Евгеньевич. – Если пожелают, то могут развивать свои артистические способности и дальше.
Премьера спектакля «Приятно?» состоялась в школьной рекреации. В представлении использовались иммерсивные технологии, с помощью которых публика, к примеру, попадала «в первый раз в десятый класс». На премьеру были приглашены взрослые – родители и близкие. Зрителей усадили за парты, раздали учебники. Полное проникновение в среду школьной жизни помогло взрослым почувствовать мир детей. Во время действия родители узнавали себя, когда слушали истории о том, как папы и мамы бывают безжалостны к детям, требуя хороших отметок, послушания, исполнительности. Так, одна старшеклассница, которую мама хватала за волосы всякий раз, если девушка не выполняла своих обязанностей по дому, отрезала свою длинную косу и покрасила волосы в синий цвет. У взрослых во время спектакля порой по лицу текли слезы.
Спектакль будит чувства, заставляет задуматься. Ведь в конце концов герои драмы остаются наедине со своей болью и не надеются на чью-то помощь. Остро звучит не только тема детской жестокости, но и тема равнодушия взрослых, в первую очередь родителей, учителей.
Одна из многодетных мам, пришедших на школьный спектакль, впервые узнала о том, с чем пришлось столкнуться ее детям. «Я до сих пор нахожусь под впечатлением и понимаю, что если бы не смогла отпроситься с работы и прийти на спектакль, то потеряла бы многое. После спектакля мы плакали все – я, мои девочки, Никита… Я просила у них прощения за свое невнимание и равнодушие», – призналась потрясенная зрительница.
Спектакль стал событием для всех. Ребята показали его потом во Владимире в Центре современного искусства «Флигель». Реальные, невыдуманные истории о школьной травле никого не оставили равнодушным.
– Никита Евгеньевич изменил наше отношение к детям, – в один голос свидетельствуют родители.
А ученики в молодом учителе души не чают. Каждый участник «Мастерской» говорит, что Никита Евгеньевич стал наставником, повлиявшим во многом на их жизнь, наполнив ее с творчеством.
С появлением «Мастерской» в школе каждый День учителя стал праздником веселья и радости. Этот задорный капустник очень сплачивает школьный коллектив. Кроме театральных постановок ребята создают музыку, поют, танцуют, рисуют, выпускают свою газету. Кстати, их издание – газета Ставровской школы «Я так вижу» – заняла на Всероссийском конкурсе медиацентров первое место. Сам Никита Евгеньевич человек скромный, не любит выпячивать свои личные успехи. При этом нельзя не отметить, что он стал советником директора школы по воспитанию и уже занял второе место в этой должности на региональном конкурсе «Навигатор – это я».
Ольга БОТКИНА, пос. Ставрово, Владимирская область, фото автора
Комментарии