В Волгограде каждое образовательное учреждение отмечает День разгрома немецко-фашистских войск в Сталинградской битве – 2 февраля. Как сегодняшним мальчишкам и девчонкам рассказать о Великой Отечественной войне, заинтересовать историей своего героического города, передать знания о том времени? Каждая школа решает эту задачу по-своему. В лицее №5 имени Ю.А.Гагарина в честь праздника варят солдатскую кашу. В этом году традиционная акция «Солдатская каша» была посвящена 77‑й годовщине победы в Сталинградской битве.
Депутат городской Думы, директор лицея №5 им. Ю.А.Гагарина Лариса Тропкина рассказала о том, что традиции не менее 10 лет. Сначала ребята готовили кашу на уроках технологии. В прошлом году лицею предложила свою помощь воинская часть и привезла походную кухню.- Эта форма праздника привлекает людей, она необычная и простая одновременно: наварили кашу и раздаем, все вместе, плечом к плечу. Но за этим – непростая организационная работа многих людей. Воинская часть, с которой мы сотрудничаем, заблаговременно направляет нам рецепт, закупаются продукты. Мы проводим «информационную разведку» – рассказываем лицеистам о том, как каша спасала во время войны людей, – поделилась Лариса Александровна.Акцию «Солдатская каша» поддержала Волгоградская областная организация Профсоюза образования и в этом году полностью оплатила покупку необходимых продуктов. А речь, между прочим, идет о двух тысячах лицеистов, многочисленном корпусе сотрудников и гостях праздника, о котором знает весь Центральный район Волгограда.Сталинградские окнаПознакомиться с лицеем мне помогли ученики 10‑го «Б» класса. Спасибо ребятам за интересную информацию и профессиональное проведение экскурсии!Коридоры лицея активно используются для различных тематических выставок, особенно много их на втором этаже. В этом году к годовщине победы в Сталинградской битве здесь расположилась выставка фотографий «Сталинградские окна», отражающая разные этапы в истории города: до войны, во время войны и после нее. Каждая фотография выставки представляет ценность, являясь частью музейного архива.Смысл воплощенной идеи в том, чтобы сегодняшние школьники посмотрели в окна и увидели то, что видели их сверстники в Сталинграде: мирную жизнь, знаменитый Дворец пионеров. Но настало 23 августа 1942 года, и враг начал стирать город с лица земли. На одной из фотографий видно, как выглядела улица Мира, на которой находилась школа №8 (ныне – лицей №5). Как и большинство зданий, она сильно пострадала от бомбардировок.Конечно, здесь запечатлены самые торжественные моменты: заключительный этап Сталинградской битвы, пленение фельдмаршала Фридриха Паулюса 31 января 1943 года. А вот фотографии восстанавливаемого из руин и пепелищ Сталинграда. Первая из восстановленных – улица Мира, вскоре из руин поднялась и школа №8, вновь открывшаяся в 1947 году.В 2003 году лицей №5 вошел в Ассоциацию школьных музеев городов-героев стран СНГ. Ребята, которые занимаются в музее проектно-исследовательской деятельностью, посещают города-герои. Под эгидой ассоциации лицеисты побывали в Одессе, Москве, Санкт-Петербурге, Минске и принимали делегации из этих городов-героев у себя, с воодушевлением рассказывая гостям об истории родного края и своего образовательного учреждения.Вахта памятиВ лицее №5 имени Ю.А.Гагарина есть особенное место и особенное время, к которым причастен каждый учащийся. Сюда на вечное хранение передана одна из восьми копий Знамени Победы, направленных несколько лет назад во все районы Волгограда Общероссийским народным фронтом.Знамя Победы – штурмовой флаг 150‑й ордена Кутузова II степени Идрицкой стрелковой дивизии, который 1 мая 1945 года был водружен на крыше Рейхстага в Берлине бойцами Красной армии. У копий этого знамени, которое по российскому законодательству является официальным символом Победы советского народа над фашистской Германией, в школах Волгограда старшеклассники несут Вахту памяти.Начинается эта акция ежегодно с 19 ноября – дня начала контрнаступления советских войск под Сталинградом. Каждый лицеист, и мальчик, и девочка, начиная с первого класса, несет Вахту памяти у Знамени Победы.В начале февраля, в день празднования освобождения Сталинграда, знамя торжественно передается в школы Центрального района Волгограда и переходит из школы в школу вплоть до 9 Мая. А к Дню Победы возвращается в лицей №5 и водружается в музей на хранение до следующего года.ДетвораГордость лицея – собственная телестудия. В небольшом уютном помещении, стены которого увешаны всевозможными дипломами и грамотами, собрались юные тележурналисты и операторы. В этот день, наполненный событиями и информационными поводами, работы у «Детворы» было очень много.Основатель и руководитель телестудии «Детвора» – Андрей Николаевич Рябец. Всего через год после ее создания, в 2009 году, он придумал фестиваль с одноименным названием, который в 2011 году получил статус всероссийского. Сейчас это крупнейший детский телевизионный фестиваль в России.СкрепыВ лицее налажена продуманная работа с ветеранами. Перед днем победы в Сталинградской битве каждый класс пишет письма участникам войны, труженикам тыла, детям Сталинграда, бывшим узникам концлагерей. Потом ребята разбиваются на небольшие группы и посещают адресатов.Лицеисты готовят программу, поют песни, читают стихи, а ветераны делятся воспоминаниями. Такое общение порой длится несколько часов. Так у ребят остается в памяти история конкретного человека, пережившего войну, образуется связь между поколениями.- Мы любим всех ветеранов, но для нас особенная категория – педагоги-фронтовики. Даже в преклонном возрасте они остаются педагогами. Вот только один пример. Учительница – ветеран войны пришла в лицей на встречу с учениками 3-6‑х классов. После каждого фрагмента своего рассказа она делала вывод: «Мы победили, потому что были дружными», «Мы выстояли, потому что помогали друг другу». Как важно это слышать детям! – поделилась Лариса Александровна Тропкина.Изобретатель полевой кухниВ 5‑м «Д» классе во время «информационной разведки» я вместе с лицеистами узнала о создателе полевой кухни. Классный руководитель Юлия Георгиевна Митрофанова рассказала о нашем соотечественнике, офицере русской армии Антоне Федоровиче Турчановиче. Первые полевые кухни, изготовленные по его проекту, были отправлены в действующую армию с началом Русско-японской войны. Патент от 8 марта 1904 года свидетельствовал, что универсальный переносной очаг, как назвал его сам изобретатель, не имел аналогов во всем мире.Из блюд фронтовой кухни самыми вкусными всегда были гречневая каша с тушенкой и макароны по-флотски, которые в то время чаще называли балтийскими и готовили по случаю победы в сражении.Продовольственное снабжение армии всегда имело большое значение, годы Великой Отечественной войны не стали исключением. В силу особенно тяжелой ситуации на фронтах доставлять провиант бойцам было очень нелегко. Часто бывало так: идет бой, а полевая кухня под пулями и снарядами спешит к солдатам.В 1941-1945 годах было издано около ста приказов о продовольственном снабжении, включающих нормы питания в Красной армии. Красноармейцу было положено 800 граммов ржаного хлеба, полкило картофеля, 320 граммов капусты, 170 граммов макарон или круп, 150 граммов мяса, 100 граммов рыбы, 50 граммов жира, а офицерам среднего и высшего звена добавлялось 20 граммов сливочного масла или 50 граммов рыбных консервов. Суточная норма у военных была самой большой среди населения.Благодаря воспоминаниям ветеранов удалось воссоздать меню полевой кухни. Одним из самых популярных блюд был фронтовой гуляш – густой и сытный суп. Его варили из тушенки, пшена, картофеля и лука. Именно фронтовым гуляшом кормили экипажи танкистов перед одним из величайших сражений Второй мировой войны – битвой на Курской дуге.Чтобы помнилиЦентр исследовательской деятельности в сфере музейного дела и изучения истории школы №8 – лицея №5, конечно, школьный музей. Главное место в экспозиции отведено стендам со списками выпускников, погибших в годы Великой Отечественной войны. Много материалов посвящено учителям, воевавшим и не вернувшимся с фронта, педагогам, отстраивавшим школу после освобождения Сталинграда.На стендах «Ими гордится школа» и «Ими гордится лицей» – портреты выпускников, которые прославили свое образовательное учреждение уже в мирное время. Среди ярких имен – всемирно известный режиссер Элем Климов, музыкант и создатель школы старинной музыки Михаил Рубцов, олимпийская чемпионка Елена Исинбаева.Главные вехи Сталинградской битвы описаны на отдельном стенде, а с другой стороны на нем – зарифмованная учителем истории Ларисой Львовной Кочергиной хроника основных событий того времени. Более 15 лет ежегодно ко второму февраля весь лицей учит эти стихи и даты.На уроке в 10‑м «Б» классе, который прошел в кабинете школьного музея, ученики вспоминали легендарных героев Сталинградской битвы: сержанта Якова Павлова, матроса Михаила Паникаху, снайпера Василия Зайцева.Как пояснила классный руководитель 10‑го «Б», руководитель школьного музея Ирина Михайловна Степанченко, цель этого разговора с десятиклассниками не столько в том, чтобы снова перечислить имена защитников города, важно посвятить им нашу память. Это особенно актуально сегодня, в контексте сложной политической ситуации, складывающейся вокруг итогов Великой Отечественной и Второй мировой войн.Без сомнения, Сталинградская битва – одно из самых знаменательных событий всей Второй мировой, но даже его пытаются каким-то образом заново пересмотреть и принизить.- Скажите, пожалуйста, как жители этого легендарного города, какова причина победы под Сталинградом? – обратилась Ирина Михайловна к старшеклассникам.Конечно, ребята говорили о том, что победить помогли стойкость и мужество наших солдат, жертвенность и настоящая дружба, а также блестящая полководческая стратегия и тактика.Каждому школьнику Волгограда известно имя маршала Василия Ивановича Чуйкова, командующего легендарной 62‑й армией. В Сталинградской битве Василий Чуйков сделал ставку на тактику ближнего боя, а защитники города сражались в буквальном смысле за каждый клочок земли.Ребята процитировали слова Василия Чуйкова о том, что город на могучей реке Волге неизменно влечет его сердце: «Каждый раз, когда я подъезжаю к этому городу, меня охватывает волнение – годы войны отдалены стремительным бегом времени, но память властно возвращает меня к страшным дням битвы на Волге, и я все переживаю сызнова».Знаменитый маршал делал все, чтобы от первого лица донести до поколения, выросшего в мирное время, события тех страшных лет. Теперь эта ответственность лежит на наших современниках, живущих в Сталинграде.Солдатский привалДоблесть современной Российской армии для лицеистов и гостей была продемонстрирована на «Солдатском привале». После «информационной разведки» все участники праздника отправились в уютный двор лицея. Руководил действиями военных заместитель начальника Волгоградского территориального военного гарнизона, заместитель командира 20‑й отдельной гвардейской мотострелковой бригады, гвардии подполковник Михаил Юрьевич Палехов, выпускник лицея №5.С лицеем гарнизон сотрудничает давно и тесно, совместно организуя мероприятия патриотической направленности.- Физико-математический лицей курирует наш разведывательный батальон, одно из самых боеспособных подразделений во всем Южном военном округе. Мы обучаем старшеклассников боевой подготовке, каждую субботу проводим для них занятия в рамках шефской помощи. «Солдатская каша» – одно из наших совместных мероприятий, – лаконично, по-военному пояснил мне гвардии подполковник.Спецназ войсковой разведки показал безукоризненную боевую подготовку и технику рукопашного боя, в том числе с оружием. Думаю, не одно мальчишеское сердце загорелось идеей пойти в военное училище и непременно стать офицером!А потом была та самая солдатская каша на настоящей полевой кухне, которую доставили во двор лицея солдаты воинской части. Ели ее, как и положено, на открытом воздухе. К гречневой каше с тушенкой непременно полагался кусочек черного хлеба и чай с сахаром.Солдатской кашей угощались не только лицеисты, педагоги, но и многочисленные гости, и в первую очередь, конечно, ветераны Великой Отечественной.Эстафета поколенийВ завершение этого насыщенного событиями дня на концерт в актовом зале лицея собрались ветераны войны, члены Совета ветеранов педагогического труда, труженики тыла, дети Сталинграда, проживающие в Центральном районе города. Рядом с ними – председатели первичных профсоюзных организаций.Думаю, именно такими должны быть концерты для ветеранов: душевными, теплыми, трогательными. Конечно, у лицея получилось. Дети исполняли военные песни, танцевали, взрослое поколение подпевало почти так же дружно и слаженно, как юные артисты. Ветераны и гости праздника выходили на сцену, чтобы сказать несколько теплых слов, вспомнить прошлое, поговорить о настоящем.Открыла концерт директор лицея №5 Лариса Александровна Тропкина:- Какая самая главная перед нами задача? Это эстафета памяти. Я надеюсь, что когда-то в этом зале сегодняшние молодые люди встретятся со следующим поколением и расскажут, как они встречали ветеранов Великой Отечественной войны, ветеранов педагогического труда. Расскажут о вашем подвиге, о мужестве. Чтобы знание о победе, которую вы завоевали, переходило и дальше «через века, через года».Председатель Совета ветеранов Центрального района Александр Ярославович Иванюк, выступая на встрече, подчеркнул, что главное сейчас – дойти до каждого участника войны, чтобы никто не оказался забытым. И лицей активно участвует в решении этой задачи.На концерте говорили о людях самой мирной профессии, которые вынуждены были сменить указку на автомат. В годы Великой Отечественной немало педагогов воевало на фронте. Учителя с оружием в руках сражались с врагом, были награждены орденами и медалями, многие погибли. А в 1944 году, когда еще шла война, более пяти тысяч лучших учителей и других работников народного образования страны государство отметило наградами за самоотверженную работу по воспитанию и обучению детей.Председатель Волгоградской областной организации профсоюза Лариса Кочергина, в недавнем прошлом заместитель директора лицея №5, напомнила, что в 2019 году обком запустил интернет-проект «Бессмертный полк педагогов-фронтовиков». Благодаря ему любая школа, территориальная организация профсоюза получили возможность прислать истории своих педагогов и таким образом поучаствовать в создании общей истории волгоградского учительства в годы войны.- Не нужно выдумывать какие-то формальные поводы для проведения мероприятий. Возьмите историю любого из наших педагогов-фронтовиков, и она может стать большой воспитательной историей, – отметила профлидер.Завершился концерт песней «День Победы», которую мы все вместе пели стоя.Трудно дух передать буквой. На этом концерте был тот самый дух праздника Победы, который я помню с детства, когда ветераны были моложе, бодрее ступали, и ни у кого из нас не было ни тени сомнений в том, что наше дело – правое, потому и победили.
Комментарии