Суровый Колымский край. Побережье Охотского моря. До «материка», как тут называют населенные территории Большой земли, тысячи километров дикой тайги. Думая об этом, с трудом веришь, что школы и вузы области могут быть конкурентоспособны в масштабах страны. Но, приезжая сюда, убеждаешься, что все предрассудки и предубеждения, основанные, как правило, лишь на гулаговской «предыстории» края, к реальному состоянию системы образования области имеют весьма далекое отношение. О проблемах и достижениях региона рассказывает Татьяна ИСАЕВА, начальник Департамента образования администрации Магаданской области.
– Татьяна Александровна, расскажите, как у вас проходит реструктуризация образования?
– Как и во многих других северных регионах, реструктуризацию образовательной сети мы вынуждены проводить уже не первый год. Связано это, увы, с очень высоким уровнем миграции населения. Ежегодно мы теряем до 7 процентов контингента школьников. Сегодня уже закрыто несколько поселков, и, если политика государства в отношении Севера и Дальнего Востока не изменится, положение будет лишь усугубляться. Это заставляет нас думать о том, как оптимально использовать базу образовательных учреждений, высвобождающиеся площади и рабочие места. Поэтому многие школы в отдаленных поселках области превращаются в культурные центры. И если мы вынуждены закрыть детский сад, то рядом, при соседней школе открываем группы для подготовки детей дошкольного возраста. Также стараемся забрать к себе то, что остается от учреждений культуры – библиотеки, клубы. От районных домов детского творчества вводим ставки руководителей секций, кружков, чтобы люди могли вести их на нашей базе. Это помогает сохранять школу до последнего, пока в селе есть хоть кто-нибудь. И многие ее другие функции, помимо образовательной, в этом случае становятся гораздо более значимыми. Ведь материальную базу школ можно использовать не только в учебном процессе. Не секрет, что в селах нередко спортивный зал посещают все желающие. За деньги? Нет, этот вариант пригоден для городов и крупных населенных пунктов. А в малочисленных селах платные услуги развивать невозможно – уровень жизни не позволяет.
– Многие регионы России страдают от нехватки учителей. Как у вас обстоят дела с педкадрами?
– В ситуации оттока жителей учителей у нас переизбыток. Некоторые считают, что для села нужны учителя-универсалы, способные преподавать все или большинство школьных дисциплин. Думаю, это неправильно. Каждый должен быть специалистом в своей области, максимум – в нескольких смежных.
Несмотря на тенденцию сокращения населения, мы стараемся сохранить вариативность образовательных учреждений. Да, приходится закрывать школы, но ни одно из тех, что были открыты как учреждения инновационного типа, не было закрыто. На том же уровне остается численность лицеев, гимназий, школ с углубленным изучением отдельных дисциплин. Но даже в них количество учеников сокращается.
– Планируете ли вы у себя в области переход на нормативное финансирование?
– У нас появилось больше возможностей регулировать эти вопросы в связи с тем, что сегодня полномочия по реализации государственного стандарта в области образования вместе с финансовым обеспечением переданы муниципалитетам. Поэтому с прошлого года мы перешли на нормативное финансирование, тем более что оно зависит от типа и вида образовательных учреждений. В каждом учреждении сохранили должность социального педагога и ставки педагогов дополнительного образования, причем независимо от того, есть ли в этом населенном пункте дома творчества или нет. Для крупных учреждений мы постарались по возможности сохранить весь вспомогательный персонал, доплаты за работу в гимназических и лицейских классах. В нормативе для учреждений повышенного уровня образования у нас предусмотрены дополнительные часы на деление предметов исходя из специфики классов. Там, где школы выходят на введение профильного и предпрофильного обучения, мы ввели ставку заместителя директора, курирующего именно это направление. Согласно положению об областной экспериментальной площадке этот статус может иметь не только учреждение, проводящее эксперимент по профильному обучению.
Несмотря на то, что наш регион дотационный, именно благодаря нормативному финансированию администрация области решила довольно большое количество средств направить на укрепление материально-технической базы учреждений. В норматив включены штатные единицы, отвечающие за обеспечение горячего питания детей в школах, потому что для наших северных территорий это очень важно. Основная часть питания пока оплачивается за счет родителей, бесплатные завтраки и обеды получают только малоимущие. Обновили парты. Приобрели очень много учебно-наглядных пособий по физике, химии, биологии. Значительно обновился парк компьютеров – это помимо федеральной программы компьютеризации школ. 80 процентов школ области были подключены к сети «Интернет». Кстати, оплата интернета также входит в норматив.
Уже третий год все первоклассники получают полный комплект учебников бесплатно. В предыдущие годы это осуществлялось по целевой программе губернатора, а с этого года все это включено в нормативное финансирование. Также основательно обновился и пополнился библиотечный фонд. Теперь даже в отдаленных школах на краю области библиотеки регулярно получают новую справочную и художественную литературу. Увы, технику, поставленную для школьных библиотек, мы пока еще задействуем не в полную меру – в основном это связано с подготовкой кадров. Но на учебные цели такие расходы мы можем предусматривать.
– Татьяна Александровна, есть ли у вас какие-то региональные доплаты для педагогов?
– В Магаданской области есть свой региональный закон «Об образовании», статья 26 которого предусматривает ряд социальных выплат педработникам, в том числе молодым специалистам. При поступлении на работу им выплачивается единовременное пособие в размере 4 окладов. Кроме того, всем педагогам, имеющим вторую, первую и высшую квалификационные категории, установлена доплата к окладу. Всем педагогам, работающим за пределами города, установлена 25-процентная «сельская» доплата. Плюс выплаты из надтарифного фонда и северный коэффициент – 150 процентов от оклада.
В последнее время все чаще говорят об изменении системы оплаты труда работников бюджетной сферы. Однако тот проект, который предлагался на всеобщее ознакомление, я бы не назвала удачным. На мой взгляд, не всегда верно, что чем выше стаж работы, тем больше должен быть оклад. Для того чтобы привлечь в школу молодежь, главным должна быть квалификация и возможность ее повышать. Сейчас в школах работают педагоги пенсионного и предпенсионного возраста, а они далеко не всегда охотно стремятся к профессиональному квалификационному росту. Куда охотнее это делают те, кто пришел в педагогику по призванию и хочет чего-то достичь. Именно таких людей и нужно поощрять. И, стараясь оплачивать труд, нужно исходить из качества работы, а не педстажа.
Ведь нередко многие пожилые учителя стараются набрать как можно больше часов, тем самым не пуская в школу молодежь. Поэтому, я думаю, не стоит совсем уходить от тарифной сетки.
– Я знаю, что в области действует несколько филиалов различных вузов. Как вы оцениваете их работу?
– Система высшего профессионального образования у нас имеет свою специфику. Региональных вузов нет, а государственный лишь один – Северный международный университет, наша основная кузница кадров. Плюс 7 филиалов высших учебных заведений (включая негосударственные) центральных районов страны. Для нас этого, на мой взгляд, вполне достаточно. Впрочем, есть здесь и свои проблемы. С одной стороны, филиалы позволяют обучать по специальностям, которых нет в университете. С другой – наблюдается и дублирование, поскольку филиалы стараются открывать в основном «модные» специальности экономического и юридического профиля. Но им это сделать гораздо проще, поскольку открыть какую-либо дополнительную специальность университету достаточно сложно и затратно. До принятия 122-го закона у нас было соглашение с Министерством образования, что они делегируют нам право осуществлять контроль за выполнением всеми учреждениями высшего образования лицензионных нормативов. То есть они лицензируют, а мы осуществляем ежегодную проверку. Теперь же полномочия разделены, все, что касается высшего образования, – прерогатива министерства. Тем не менее нам пообещали, что будет создана комиссия, в которую войдут и наши представители.
Поскольку численность абитуриентов у нас невелика, между филиалами вузов и Северным международным университетом существует жесткая конкуренция. Замечу, что филиалы ведь в основном осуществляют свою деятельность на платной основе и у них есть больше возможностей поощрения своих преподавателей. Но у университета есть контроль и нормативы приема на бюджетные места, и по целевой контрактной подготовке специалистов для наших районов мы пока работаем только с ним. Для того чтобы выстраивать единую образовательную политику, в том числе и в области кадров, по инициативе администрации области создан совет руководителей учреждений среднего и высшего профессионального образования, который возглавляет ректор СМУ Евгений Кокорев. Эта структура помогает направлять деятельность учреждений высшего профессионального образования в единое русло.
– Татьяна Александровна, каковы ваши прогнозы развития образования и в целом всей Магаданской области?
– Начнем с того, что если число первоклассников и остается на уровне прошлого года, то дошкольников становится больше. Это не может не радовать, поскольку свидетельствует о том, что мы все-таки начали оправляться от кризиса. Некоторые районы, например Омсукчанский, благодаря инвестициям в золото- и серебродобывающую промышленность развиваются очень динамично. И как следствие – заметное увеличение рождаемости.
В плане социально-экономического развития Магаданской области есть много перспективных проектов, которые позволят трудоспособному населению оставаться и работать. А поскольку школа напрямую зависит от благополучия жителей, думаю, через два-три года количество школьников у нас начнет стабильно увеличиваться.
Комментарии