Более десяти лет Британский совет проводит в нашей стране программу партнерства в области образования. Она включает в себя образовательные проекты, визиты директоров школ Великобритании в российские образовательные учреждения, визиты учителей и интенсивные курсы русского языка для английских школьников. Последний проект – один из многообещающих и интересных прежде всего потому, что интерес к изучению русского языка в Великобритании за последнее десятилетие резко снизился. Это было связано со многими причинами, в том числе и политическими.
Обмены преподавателями практически прекратились, и количество школ, в которых предлагался русский язык хотя бы в качестве второго или третьего иностранного, свелось к минимуму. В последнее время Британский совет использовал ситуацию некоторого возрождения интереса к русскому языку в Великобритании и создал проект интенсивных курсов русского языка для английских школьников. Его цель – изучение языка и знакомство с русской культурой, а также развитие деловых и дружеских отношений между английскими и российскими школами. Школы напрямую, без посредников, обмениваются своими делегациями, делятся опытом не только в области изучения языков и культуры двух стран, но и, например, гражданского образования и развития управляющих советов.
Проект существует всего 2 года, однако за это время интерес к нашим курсам динамично развивался. Впервые визит детской делегации из туманного Альбиона был организован в России в конце марта 2003 года. Тогда в Москву на две недели приехали всего 27 детей из двух английских школ. Возраст учеников составлял от 13 до 15 лет. На следующий год в Россию из Англии приехали 48 детей. Интенсивный курс русского языка был проведен в Репино, под Санкт-Петербургом, на берегу Финского залива. А осенью этого года приехать к нам выразили желание уже более 90 английских школьников. «Мы очень надеемся, – сказал нам сотрудник Британского совета Юрат Альбетков, – что в следующий раз нам придется уже думать об организации 3 – 4 интенсивных курсов русского языка одновременно. Это намного больше работы, но нас это нисколько не огорчает. Наоборот, это свидетельство того, что интерес к нашему языку растет».
У этой программы был еще один неожиданный эффект. «В конце 80-х – начале 90-х годов наше Министерство образования финансировало программу обменов между ассистентами преподавателей русского и английского языка, – продолжает Альбетков. – Но по известным экономическим причинам лет десять этот проект не работал. Да и интерес к приглашению преподавателей русского языка в Великобританию почти угас. Отрадно, что сегодня в этом направлении происходят положительные сдвиги. Результатом регулярно проводимых в нашей стране курсов изучения русского языка стало то, что в прошлом году одна английская школа пригласила к себе нашего преподавателя. А в этом году российские учителя приглашены уже в две школы Великобритании. Наши педагоги поехали на работу на срок 10 месяцев, и мы надеемся, что в результате интерес к русскому языку возрастет. Вы можете подумать, что это скромные цифры, однако надо помнить, что статус русского языка в Великобритании – это пока статус второго иностранного языка, который преподается не во всех школах и изучается не всеми детьми. Да и работа на этом не останавливается. Мы будем продолжать прилагать усилия для того, чтобы повысилось качество преподавания русского языка в Великобритании. Учителя английского языка в России научились разрабатывать качественные учебники, написали полную серию пособий для средней школы. Теперь эти книги пользуются популярностью, и их методика признается одной из самых современных среди выпущенных издательствами. Эти преподаватели вполне могли бы научить учителей русского языка, работавших с группами наших британских школьников, технике написания подобных пособий. Сейчас пытаемся найти спонсора для такой работы, а команда, желающая поучаствовать в ней, уже есть.
Во время первого визита английские школьники расположились в подмосковном пансионате «Юность». Программа их пребывания была построена следующим образом. Ребят разбили по уровню подготовки на три класса. Занятия проводились утром – две пары по 45 минут, их вели преподаватели из российских университетов. Во второй половине дня английские дети знакомились с русской культурой – посещали Кремль, Третьяковскую галерею, цирк. Для английских детей организаторы приготовили массу сюрпризов. Не каждому смертному дана возможность побывать в святая святых отечественной космонавтики – Звездном городке. Английских ребят не только познакомили с музейными экспонатами, но и сводили в Центр подготовки космонавтов. Для детей организовали «круглый стол», за которым русские и английские школьники весело общались, пили чай с вареньем и баранками.
Но самое яркое и неизгладимое впечатление у английских ребят осталось от посещения кондитерской фабрики «Красный Октябрь». Они увидели, как производят шоколад и как рождаются на свет любимые нашей детворой шоколадные зайцы и мишки. В представительском зале, где стояли столы с самоварами, английским школьникам дарили конфеты разных сортов в разноцветных обертках, великолепно оформленные шоколадные наборы. Дети были поражены русским гостеприимством.
Во время второго визита в Репино под Санкт-Петербургом программу выстроили по той же схеме – каждый день занятия с 9 утра до часа дня. Здесь занимались дети, которые знали по-русски лишь несколько слов и алфавит, а также ребята, изучающие у себя в школе русский язык уже несколько лет. Они приехали в Россию, чтобы лучше подготовиться к экзаменам по русскому языку. Эту группу принимала 56-я санкт-петербургская гимназия. Юных британцев поразила строгая и величественная красота Санкт-Петербурга: Зимний дворец, Петропавловская крепость, Исаакиевский собор. Но что за культурная программа без русских забав! В тот год было много снега, и у английских детей он вызывал фантастические эмоции. Они играли с питерскими ребятами в снежки, лепили снеговиков, с веселым криком катались с ледяных горок…
– В октябре этого года восемь школ Великобритании изъявили желание отправить своих учеников в Ярославль и пять школ – в Самару, – продолжает рассказ Юрат Альбетков. – Старинные волжские города намеревались принять более 90 английских школьников. Некоторые из наших руководителей образованием уже проявили творческий интерес к программе. Так, Ефим Коган в Самаре предложил устроить совместный лагерь по тому же образцу, что и интенсивные курсы русского языка. Наши дети изучали бы английский язык, а англичане – русский. Мы планировали привлечь к проекту британских преподавателей-стажеров, которые работают в этом году в университетах Самары, Оренбурга и Ростова-на-Дону. Дети могли бы интенсивно общаться между собой в этом лагере, выбирая для общения либо английский, либо русский языки и изучая их под руководством опытных преподавателей. Нашлось бы, наверное, время и для совместных культурных мероприятий. Планировался и детский театр, и совместные спортивные игры, и разные другие сближающие ребят виды активного отдыха, но, к сожалению, из-за трагических событий в Беслане мероприятие в Самаре не состоялось и часть детей, подтвердивших свой интерес к программе, пришлось принять в Ярославле. С 23 октября по 6 ноября с русской культурой там знакомились 41 английский школьник и семь сопровождавших их учителей. Мы проводим эти курсы в тех городах, где Британский совет имеет центры, созданные под эгидой местных управлений образования. Можно организовать их и в других привлекательных регионах РФ, но для этого нам понадобится большая помощь со стороны местных органов управления. Мы планируем, что эта программа будет расширяться. Намечается подключение к ней других российских городов, которые посетят дети из Великобритании.
Скептики могут возразить, мол, от приезда в Россию нескольких десятков английских школьников отношения между двумя странами вряд ли по-настоящему станут дружескими и открытыми. Но большое начинается с малого. Хочется надеяться, что дети Англии запомнят посещение нашей страны на всю жизнь и будут рассказывать своим друзьям о том, что в России живут цивилизованные, гостеприимные люди.
Комментарии