Когда мы задумывали серию очерков про учителей года (а было это очень давно), на первое место ставилась цель показать педагога прежде всего как живого и обычного человека со всеми его мыслями, устремлениями и интересами помимо школы и преподавания. Также была идея, чтобы в каждом очерке было обязательно рассказано о его методике преподавания, изюминках, в том числе и тех, которые он показал на конкурсе. Но очень скоро выяснилась еще одна интересная вещь: очерки помогают понять образ жизни и менталитет представителей других национальностей, жителей разных регионов нашей страны. Вот, например, учитель английского языка школы №3 сельского поселения Экажево Республики Ингушетия Хамзат Сагов…
Стаж у него небольшой – всего пять лет. Хотя за это время он успел поработать в двух школах. За плечами бакалавриат и магистратура Ингушского государственного университета по специальности «ингушский язык». Как и большинство жителей Кавказа, помимо своего родного языка он знает русский, прекрасно владеет английским, понимает чеченский, умеет читать на арабском. И это не предел, очень хочет улучшить навыки английского в области специальной (медицинской, технической, юридической и пр.) терминологии. Хамзат Магомедович сейчас находится в том возрасте, когда, с одной стороны, понимаешь: нельзя объять необъятное, с другой – никто не мешает все-таки стремиться к этому.
– Я сам из династии учителей, – признается он. – Мама, бабушка и сестра окончили филологический факультет республиканского университета. А мне показалось, что надо пойти куда-то еще, выбрать более «дорогую» специальность. Поэтому стал изучать иностранные языки. После бакалавриата сразу пошел преподавать в школу, где заместителем директора работает моя мама. То есть я точно знал, что педагогический коллектив меня поддержит в любом случае. Для меня это очень важно! Если я чего-то не понимаю, нужно, чтобы мне помогли, а если скажут, мол, иди сам разбирайся, я в таком месте не буду работать. А здесь мне все досконально объяснили, были рядом в трудную минуту.
В разговоре с одним из достойных представителей гордого кавказского народа как-то сам собой возник вполне очевидный для жителя средней полосы России вопрос: а как, собственно, в Ингушетии относятся к мужчинам, выбравшим, скажем так, не самую мужественную профессию, поскольку вынужден всю жизнь возиться с детьми?
– На мой взгляд, учить, лечить и готовить должен мужчина, потому что он делает это лучше всего, – категорично заявил Сагов. – Слушать мужчину приятнее, он точнее умеет излагать свои мысли, чем женщина. Возможно, я рассуждаю так потому, что сам мужчина, но таково мое мнение. К тому же мне кажется, что я неплохо преподаю, а значит, нахожусь на своем месте. Папа, правда, не учитель, а строитель, бригадир, но и он очень хорошо отнесся к моему выбору. Более того, в свое время он сам окончил аспирантуру и настаивает, чтобы я тоже не останавливался на достигнутом. Конечно, в строительстве сегодня работают люди самых разных национальностей, говорят на разных языках, в том числе на тех, которыми я владею. То есть можно было бы всегда найти работу и у отца. Но он настаивает, чтобы я не уходил из системы образования.
Когда о человеке говорят «сердце отдает детям», это всегда характеризует его с положительной стороны. А если он помимо сердца отдает еще и кровь, причем не только детям, – и подавно. Хамзат Сагов – донор, и это звучит гордо. Будучи еще студентом, юноша вступил в Клуб добрых дел Ингушетии. И однажды решил снять социальный ролик про людей, безвозмездно делящихся с другими своей кровью, сравнив их с супергероями. После чего лично пошел в донорский пункт и показал, как это делается. Вывод был очевиден: если вы хотите стать похожими на сверхлюдей, на самом деле самый простой и доступный способ – тоже стать донором. Ролик принес свои плоды – количество желающих сдавать кровь (причем не разово, а на регулярной основе) в республике заметно увеличилось.
– Знаю, что в больницах периодически ощущается острая нехватка крови той или иной группы, – говорит учитель. – Тогда врачи обращаются к народу с просьбой помочь тем, у кого решается вопрос жизни и смерти. Никто не застрахован от несчастья, с каждым может случиться беда, и кровь может понадобиться либо самому человеку, либо его родным и близким. Но зачем же непременно ждать? Ведь если кровь будет в запасе, ее всегда можно использовать в нужный момент, не доводя до чрезвычайной ситуации.
К слову, снимать ролики – это одно из серьезных и по большому счету профессиональных увлечений Сагова помимо преподавания. Вместе с друзьями они отсняли множество сюжетов на самые разные темы, в том числе и про важность родного языка. Как ни странно это звучит, но ингушский язык сегодня входит в список вымирающих, то есть на нем разговаривают все реже и реже. Поэтому энтузиасты решили бороться с проблемой, запустив собственное шоу «А вы ингуши?». Они показывают, что говорить на ингушском модно. Среди молодежи, студентов, учеников шоу пользуется большой популярностью. А значит, не все потеряно!
Интересно, что методика преподавания английского у Хамзата Магомедовича тоже построена на знании ингушского. Обучаясь иностранному языку, дети параллельно изучают и родной. Причем, по словам педагога, значение многих английских слов проще объяснить с позиции ингушского языка, чем русского. Есть множество лексических единиц, похожих по звучанию и там и тут, – «мыло», «сахар», «есть» и т. п.
Сам он никогда бы не стал хвастаться своими добрыми делами. Но на конкурсе ничего не утаишь, даже из скромности. И это хорошо, потому что люди должны знать своих героев. Ведь Хамзат Сагов, например, на Форуме молодых предпринимателей в Москве выиграл грант, который позволил ему оплатить репетиторов 5 детям из одной малоимущей семьи Назрани по 4 предметам в течение полугода. В результате эти дети поступили в вузы и колледжи. И это не какие-то близкие или дальние родственники Саговых, а обычные дети, которые испытывали реальные трудности с освоением тех или иных предметов, но искренне желали продолжить обучение в высшей школе и получить достойную профессию.
Собственно, и само преподавание для него тоже стремление помочь детям стать лучше, умнее, благороднее. А то, что ему интереснее работать именно с маленькими, так ведь это же просто замечательно!
– Я очень сильно люблю детей, люблю с ними дурачиться, наверное, потому что и сам в душе ребенок, – открывает по секрету великую тайну Хамзат Магомедович. – Конечно, когда надо, я очень серьезный, но с детьми можно быть самим собой, поиграть и повеселиться. Когда ты умеешь выйти (но никак не опуститься!) на уровень ребенка, уроки проходят на высочайшем уровне. Дети лучше тебя понимают, когда ты говоришь на их языке, ведешь себя, как они. Все мои ученики очень довольны, да и родители тоже. Я не так долго работаю в школе, но успел понять главное – если ребенок тебя любит, он тебя уважает. Но он ни в коем случае не должен тебя бояться. Только уважение помогает найти общий язык и наладить дисциплину.
На конкурс в Ростов-на-Дону Сагов приехал с игровой, развивающей, здоровьесберегающей технологиями, поэтому на протяжении всего урока дети у него не сидели на месте, а постоянно двигались. Он вообще любит размещать задания в разных уголках класса: под столом, у доски, на полу и даже в коридоре. Ему нравится придумывать разные игры, конечно же, на английском языке, готовить раздаточный материал с головоломками. В том же духе организована и проектная деятельность. Например, он разделил класс на три команды и предложил детям собрать генеалогическое древо персонажей мультфильмов: одним – «Свинки Пеппы», другим – «Барбоскиных», третьим – «Трех котов, трех хвостов». После такого пролога было очень легко подвести ребят к мысли, что такое же древо есть у каждого.
Игровую методику он перенял у своей первой учительницы английского, которая не только привила ему любовь к английскому языку, но и повлияла на выбор профессии. На уроки она приносила всякие игрушки и часто проводила занятия, излагая материал от лица того или иного персонажа. По словам Сагова, это было невероятно смешно, «на разрыв мозга», а потому запоминалось легко, непринужденно и надолго.
А вот теперь о некоторых «особенностях национальной охоты». Говорят, что жители южных регионов нашей страны весьма неохотно признаются в том, что испытывают или испытывали какие-то трудности в чем бы то ни было, ведь «настоящий мужчина никогда ни на что не жалуется, у него вообще нет проблем!». На самом деле это далеко не так. Хамзат Магомедович, например, настоящий мужчина, однако он честно говорит, что и у него не все складывалось так, как хотелось бы.
– В университете я был председателем студсовета, – рассказывает он, – и знал, что некоторых ребят несправедливо записали в список на повышенную стипендию. Приходилось вступаться за тех, кто реально заслуживал эту стипендию. За это пару раз даже получил, но всегда добивался своего. Свои трудности возникают и при реализации социальных проектов. Например, любую идею своих видеороликов мы сначала согласуем с Клубом добрых дел, спросим мнение других людей, что они думают по этому поводу. Если идея им нравится, они одобряют – делаем. Если есть какие-то советы – учитываем. Но если у кого-то возникают сомнения или возражения – всегда пытаемся понять, в чем дело, так тоже бывает, иногда отказываемся от затеи.
Снимать вайн – так ингуши называют короткий юмористический ролик – очень сложно, потому что необходимо учесть огромное количество крайне важных и деликатных моментов. Порой приходится лавировать на лезвии ножа. Например, ни в коем случае нельзя касаться темы религии, даже косвенно. Нельзя, чтобы в кадре присутствовала девушка, – это тоже полный запрет. И даже если по сюжету там должна присутствовать твоя собственная мама, ее нельзя показывать. Более того, ее голос за кадром тоже озвучивает кто-то из мужчин, но не она сама. А пародировать голос какой-нибудь чужой девочки, девушки, женщины вообще нельзя, люди могут воспринять это как оскорбление и унижение со всеми вытекающими последствиями для режиссеров и операторов. Нельзя унижать стариков, показывать их глупыми, чего-то не знающими. Наоборот, старик в кадре всегда должен быть персонажем умным и достойным, хотя и имеет право сам шутить. И, конечно же, никакой пошлости на экране, даже намеков.
– Хотя Кавказ географически и является частью Европы, все же у нас тут свои традиции, свои особенности, – говорит педагог. – Там принято пропускать женщину вперед, открывать дверь. У нас, наоборот, женщина открывает мужчине дверь. Почему? Еще с древних времен сложилось так, что, если впереди какая опасность, мужчина должен первым ее встречать и принимать на себя удар. Конечно, сейчас уже никаких опасностей нет, но культурные традиции сохранились, мы их свято чтим и соблюдаем. У нас во всех семьях стараются культивировать уважение к мужчине как защитнику и добытчику и женщине как хранительнице домашнего очага. Поэтому наши женщины всегда встают, когда в помещение входит мужчина, даже ребенок. А о той или иной семье у нас судят по поведению девушки, если она ведет себя достойно, скромно, значит, ее правильно воспитали, у нее хорошие родители.
…Кем Хамзат Магомедович видит себя в ближайшем и отдаленном будущем? Кажется, ответ на этот вопрос у него всегда наготове.
– Через год я вижу себя успешным ресторатором (у меня есть ресторан в Магасе). Через три года опять вижу себя на этом конкурсе, потому что обязательно сюда вернусь и стану победителем. Через пять лет я вижу себя директором школы. Но не той, в которой работаю, я хочу новую школу, чтобы собрать свой коллектив. А дальше посмотрим! – говорит Хамзат Сагов.
Вадим МЕЛЕШКО, Республика Ингушетия, фото автора
Комментарии