О школьном волонтерстве как о ресурсе воспитания нравственных ценностей говорили на научно-практической конференции «Воспитание в петербургской школе: традиции и инновации», организованной Санкт-Петербургской академией постдипломного педагогического образования.
Помимо того что участники дискуссионной площадки, а их было более 100 человек, делились опытом работы в данном направлении, также обсуждались вопросы правильной организации волонтерской деятельности в школе.
Сегодня, по мнению представителей методического сообщества школ Петербурга, добровольческое движение среди школьников распространено.
Участие в волонтерской деятельности для многих детей становится не только механизмом социализации и самореализации, но и профессиональной пробой. Тем более что добровольческих направлений довольно много: экологические волонтеры, социальные волонтеры, волонтеры-медики, событийные волонтеры, волонтеры в образовании, волонтеры культуры.
В каждом из направлений благодаря взрослым наставникам можно заглянуть внутрь профессии, понять, нравится тебе этим заниматься или нет.
Возможность выбора направлений волонтерской деятельности очень важна, потому что ребенок, сам выбравший доброе дело и занимающийся им от души, а не по принуждению, относится к этому соответственно.
В то же время, чтобы этот выбор обеспечить, педагогам-практикам советуют сначала ознакомить детей с социально значимыми темами, провести деловые и ролевые игры, квесты, чтобы появилась возможность увидеть решение той или иной проблемы. После этого можно путем опросов и бесед определить, кого какие направления волонтерской деятельности заинтересовали.
По наблюдениям организаторов городского, социального, благотворительного, культурного, обучающего проекта для школьников, педагогов и родителей «Огонек добра», детей определенного возраста даже не требуется мотивировать.
Как заметила руководитель проекта Мария Зимина, самые активные волонтеры – это ученики младших классов. Они с радостью откликаются на любые инициативы и с удовольствием мастерят что-то своими руками: делают поделки, пишут открытки.
И здесь важно, чтобы каждый ребенок видел, кому адресована его помощь. Благодарное слово пожилого человека, получившего открытку от ребенка, вдохновляет многих детей и впоследствии не отказываться от добрых дел.
Участники панельной дискуссии пришли к единому мнению о том, что, как бы ни был привлекателен призыв делать добрые дела, многое зависит от конкретного увлеченного добровольчеством педагога. Не будет его заинтересованности, не будет и сотрудничества с детьми, с социальными партнерами.
Кроме того, как считают в Российском государственном педагогическом университете имени А.И.Герцена, любому педагогу-энтузиасту будет полезно ознакомиться с историей благотворительности в России, с исконными понятиями милосердия и великодушия. Сухих теоретических знаний для этого недостаточно.
Идеальный вариант – выезжать вместе с группой юных волонтеров или студентов-волонтеров на экскурсии, где вместе с молодежью не только узнавать о жизненном пути того или иного мецената, но и принимать непосредственное участие в добром деле, например очистке территории историко-архитектурного или природного памятника.
Через культурологический аспект идут личностное изменение, личностный рост. Для человека понимающего и сопереживающего добровольчество становится образом жизни.
Наталья АЛЕКСЮТИНА, Санкт-Петербург
Комментарии