search
main
0

Добро и зло внутри нас. Исследовательская работа на уроках чтения

Считается, что малыши в начальных классах воспринимают в основном лишь внешнюю, событийную сторону литературного произведения. Традиционная методика чтения недооценивает исследовательские возможности детей, природный детский дар непосредственного целостного восприятия произведения.

Сложность заключается в том, что объяснить свое восприятие, осознать его ребенок часто самостоятельно не способен. Но учитель может помочь ему в этом, используя тщательно продуманную систему вопросов, направленных на активизацию работы души и ума, осмысление своих чувств. Система этих вопросов должна органично вырастать из текста, анализ которого последовательно идет от первой страницы к последней.

Возможности совместной исследовательской работы учителя и учеников на уроках чтения в 4-м классе мне хотелось бы показать на примере сказки Ханса Кристиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Тема урока «Х.К.Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик» (2 часа)

Цели урока

1. Показать некоторые особенности сказок Андерсена, их отличие от сказок других писателей.

2. Помочь уловить настроение автора.

3. Ознакомить детей с биографическими фрагментами из жизни Андерсена.

4. Учить ставить проблемные вопросы.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока.

3. Просмотр слайдов о детстве Андерсена и рассказ учителя о сказочнике.

4. Чтение учителем и заранее подготовленными учениками сказки.

После прочтения текста сказки и выяснения общих впечатлений нужно поставить первые вопросы:

– Понравилась ли сказка?

– Чем понравилась?

– Назовите самые яркие эпизоды.

– Какие основные чувства вызывает эта сказка?

Многие ученики скажут о грусти, жалости, боли, вызванной гибелью главных героев, и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке. Высказывания учеников нужно продолжить, чтобы развить их мысли, делать необходимые обобщения.

5. Анализ произведения.

Для постановки главной проблемы сказки необходим анализ произведения. Ученики способны сами поставить ключевые вопросы:

– Почему погибает оловянный солдатик?

– Почему так сложилась его судьба?

Нужно последовательно выделять в тексте ключевые фрагменты, образы, слова, в которых выражены главные мотивы, проблемы, идеи всего произведения.

Одним из таких фрагментов является внутренний монолог солдатика. Пораженный красотой девочки и сразу увидевший свое сходство, родство с ней («красавица была тоже одноногой, как и он сам»), оловянный солдатик подумал: «Вот бы мне такую жену! Да только она, наверное, знатного рода. Вон в каком прекрасном дворце живет. А мой дом – простая коробка, да еще набилось в эту коробку целых двадцать пять солдат. Нет, ей там не место! Но познакомиться с ней все же не помешает». Но эгоизм и легкомысленная игривость не соответствуют тому образу героя, который создается в дальнейшем тексте сказки.

Итогом осмысления внутреннего монолога оловянного солдатика может быть понимание первого нравственного урока сказки. В человеке изначально заложены добро и зло, и он сам делает выбор и несет ответственность за этот выбор. Если он не стремится преодолеть в себе низкие чувства и мысли, то сам оказывается в их власти, и тогда они управляют им, определяют его поведение, его поступки.

Далее так же разбираются все важные фрагменты сказки и выводятся нравственные уроки.

Такие, например: надо уметь прощать других людей, а самые высокие требования предъявлять прежде всего к себе.

Дальше в тексте появляется ключевое слово, раскрывающее смысл существования солдатика, его высшее назначение – быть часовым, охранять, защищать красоту – хрупкую и беззащитную «прелестную танцовщицу».

Еще один вывод, нравственный закон: если человек совершил какой-то проступок, то он обязательно должен покаяться. Если этого нет, если голос совести в человеке молчит, то наказание судьбой неизбежно.

6. Вывод урока.

На вопрос о главных причинах смерти героев сказки «Стойкий оловянный солдатик» ученики дают разные ответы. Выслушав и обсудив каждый ответ, можно предложить два объяснения.

Первое. В своей смерти виноват сам солдатик, так как за все надо платить; это возмездие ему за те низкие чувства, которые проявились в его первом внутреннем монологе. Обычно Андерсен в своих сказках строго судит героев за пошлые и эгоистические чувства, за измену долгу и высокому идеалу.

Второе. Такое возмездие было бы слишком жестоким, ведь солдатик изменился, внутренне преобразился, искупил свою вину; герои сказки погибают из-за проявления зла в других людях – в уличных мальчишках, которые, не думая о последствиях, пустили в опасное плавание оловянного солдатика, в мальчике, бросившем солдатика в огонь.

И многие ученики выбирают второе объяснение.

Теперь можно сделать последнее обобщение, сформулировать философский закон: в окружающем тебя мире соотношение добра и зла, света и мрака, радости и боли зависит от каждого человека.

Сказки Андерсена, как и великая русская классическая литература, ставят вечные вопросы о смысле земной жизни и высших ценностях человеческого бытия, о счастье и судьбе, о добре и зле. И читатель вместе с оловянным солдатиком преодолевает, побеждает в себе низкое и пошлое, выбирается из душевного хаоса и достигает духовной глубины.

Анализ этой сказки с постановкой наиболее важных вопросов идет на двух уроках внеклассного чтения. Важна исследовательская направленность в работе. С детьми в младших классах, даже ставя перед ними самые сложные вопросы, надо говорить просто и ясно. Ясная и простая форма изложения должна передавать глубокое содержание. Успех урока зависит от умения учителя вести диалог, слушать и слышать учеников, мгновенно находить верное решение в разных ситуациях, выбирать точные слова для комментирования ответов учеников, обобщений и выводов; недопустимы категоричность, авторитарность, нетерпимость к иным суждениям.

Галина АКУЛИНИНА, учитель начальных классов Исаклинской средней школы, Самарская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте