“Добро – это не только философская категория, но и действие”, – писал когда-то Р. Роллан. Сегодня, когда в образовании идет активный поиск новых технологий, методик, добровольчество может стать успешным фактором развития и реализации личности. Среди основных мотивов участия в добровольческих акциях называются следующие: возможность проявления своих лучших (человеческих) качеств; альтруизм; желание показать себя окружающим в новом качестве; социализация; возможность делать одно дело вместе с родителями и педагогами и другие. Все это позволяет рассматривать добровольчество как важный компонент успешной самореализации, самоактуализации, саморазвития личности.
В нашей гимназии накоплен большой опыт в этом направлении. Назову только некоторые акции благотворительной деятельности нашей гимназии: организация и проведение городской акции “Милосердие”, оказание помощи детям Приморского детского дома, оказание помощи детям, рожденным в неволе.
Мониторинг, проведенный в процессе и после добровольческих акций, позволяет сделать выводы о том, что добровольчество может стать фактором развития личности при определенных условиях.
Акция должна давать возможность ребятам увидеть результаты собственной деятельности, эмоциональный импульс, сознание того, что от сделанного стало лучше другим и им.
Так, акция посещения в больнице солдат, не проживающих в нашем городе, имела педагогические эффекты, потому что ребята могли непосредственно общаться с солдатами, принимать участие в их судьбе, ощутить собственную нужность, благодарность молодых воинов.
Фактором развития личности добровольческая акция становится и при условии установления партнерских отношений. Подобные взаимоотношения сложились у нас в городе с медико-санитарной частью, с которой наша школа заключила договор. По условиям договора наши ребята посещают больных солдат, а МСЧ предоставляет условия для социализации и профориентации учащихся нашей школы. Подобные партнерские отношения сложились у нас с воинскими частями города, администрацией Приморского района Красноярского края. Педагогический эффект подобного партнерства, на наш взгляд, состоит в том, что ребята ощущают главное, что “на добро отвечают добром”, что в окружающем мире желание сделать добро есть не только у его одноклассников, педагогов и родителей, но и у многих других людей.
Добровольческая деятельность будет успешным фактором развития личности при условии признания ее заслуг, фиксации их результатов, т.е. при создании ситуации успешности для каждого.
Результаты проведенных добровольческих акций, слова и письма благодарности публикуются в наших школьных газетах: “Виват, гимназия” (для учащихся), “Мы вместе” (для родителей), “Гражданин” (для жителей школьного округа).
Нами разработана система фиксации результатов добровольческой деятельности через “Книжку добровольца”, разработанную в нашей гимназии.
Учитывая социально-экономическую ситуацию в нашем городе, трудности трудоустройства молодежи, наша школа могла бы, при определенных условиях, стать ресурсным центром для приобретения трудового и социального опыта молодыми людьми. Добровольческая деятельность наших молодых людей могла бы стать дополнительным гарантом их трудоустройства.
Н. РАТМАН,
учитель гимназии
Железногорск
Комментарии