Третье тысячелетие, восторженно встреченное нами в ночь с 31 декабря на 1 января 2001 года, к сожалению, не сулит человечеству благоденствия и отдыха от потрясений последнего столетия. На земном шаре сегодня проживают шесть миллиардов человек вместо шестисот миллионов как оптимума для планеты Земля. А к 2030 году, по существующим прогнозам, удвоится и составит 12 миллиардов. Поколение нынешних школьников и будет частью этой перенаселенной планеты, раздираемой еще целым комплексом проблем – это и опасность термоядерной катастрофы, и проблемы экологии, и различие в условиях жизни между бедными и богатыми странами и т.д.
Пытаясь остановить развитие негативных тенденций в молодежной среде, обеспокоенное российское общество обратило свой взор к воспитательному потенциалу детских и молодежных общественных объединений. Сегодня в стране более пятисот общественных организаций, имеющих юридический статус, занимаются проблемами молодежи. И еще больше – его не имеющих.
Поводом к работе над проектом “Добрая воля” как раз и послужила тревога за судьбу государства, в котором расколотое постсоветское общество трансформирует через разрозненное детство и юность в будущее собственную разобщенность. Разрозненное детство сегодня, заключенное в границах корпоративных интересов, – это разрозненное общество завтра и угроза благополучию и целостности государства.
Необходимость в создании некоего универсального проекта, способного послужить объединению, сплочению будущего общества на уровне детства, которое будет взрослеть в едином временном и деятельностно-пространственном измерении, руководствоваться общепринятыми правилами жизни, в котором заложен обязательный личностный компонент, ощущалась давно. Но она стала особенно очевидной в последнее время, когда все явственнее стали проявлять себя объединительные тенденции, идущие снизу, от детей и молодежи.
Бурные дебаты последних “круглых столов”, организованных Ассоциацией детских и молодежных организаций ХМАО, свидетельствуют о том, что этому стихийному движению нужно придать организованный характер, вооружить теорией и методикой. Таким образом, проект “Добрая воля” оказался востребованным.
Разработанный еще в 1994-1995 годах, он предлагает обществу философскую концепцию воспитания, в основе которой – идеология вовлеченности каждого в процесс общечеловеческого служения добру. Эта концепция реализуется в длительной воспитывающей игре в страну Доброволию, где живут добропорядочные граждане и справедливые правители.
Ценность кратковременных игр общеизвестна давно. Но неизмеримо большее значение имеют игры, длящиеся месяцами, годами и своими законами и правилами пронизывающие и регулирующие жизнь детей. Длительная игра отождествляется с жизнью, организуя жизнь детей праздничную, но не праздную. Организационной формой этой игры становится общественная детская организация. Таким образом, “Добрая воля” – это общественная организация детей и молодежи (от 7 до 18 лет), в основе деятельности которой лежит метод эмоциональной педагогики (длительная воспитывающая игра). Или еще точнее “Добрая воля” – это название проекта позитивной социализации личности.
Оригинальность проекта в том, что он способен консолидировать разрозненные детские и молодежные сообщества, не ущемляя их самобытности, на основе общей идеи, обеспечить преемственность этой идеи между поколениями и предложить конкретные организационные формы самоуправления, программу деятельности, символику и атрибутику.
В проекте нашли свое практическое выражение не только просветительские идеи великих гуманистов Запада и России от Монтескье, Канта и Фагэ до Соловьева, Бердяева и Хвостова, но и руководства по работе с детьми и молодежью Баден Пауэля, Жукова и Крупской, а также проникнутые заботой о человеке и обществе мысли и рекомендации известных психиатров начала века А. Швейцера (о благоговении перед жизнью и о мировоззрении), А.И.Яроцкого (об аретопсихотерапии – воспитание доблестностью) и наших современников: врача-психотерапевта М.М.Буянова (размышления о наркомании), известных ученых-педагогов Б.В.Вульфова, Вл.Лисовского, А.В.Волохова и др.
И поэтому, на мой взгляд, ни скауты, ни пионеры, ни жуковцы… не найдут в проекте принципиальных расхождений со своими ценностными ориентирами, но их участие в проекте будет логически оправданным и может стать катализатором создания мощного общественного движения детей и молодежи, способного взять на себя ответственность за воспитание подрастающего поколения, снизив тем самым остроту проблем, связанных с деформациями в воспитании.
Идеология вовлеченности каждого в процесс общечеловеческого служения Добру находит свое практическое выражение в морали человеческого достоинства, сформулирована в 5 пунктах “Кодекса чести”. Ориентиры, указываемые кодексом, запоминаются школьниками легко благодаря ключевым словам, выстроенным в смысловую цепочку: имей, помни, храни, почитай и совершенствуй.
Что же имеет доброволец?
Доброволец имеет достоинство, честь. Они проявляются в его мыслях, словах и поступках – всегда.
И потому:
1-й пункт кодекса гласит:
– Доброволец имеет честь свидетельствовать и исполнить.
2-й пункт:
– Помни о долге перед Родиной, людьми, родителями и самим собой.
3-й пункт:
– Храни верность слову, долгу, которому служишь, товарищу и самому себе.
4-й:
– Почитай святыни: свои и чужие.
5-й:
– Совершенствуй себя и окружающий мир.
По нашему мнению, некоторая усложненность речевой конструкции кодекса не только не мешает восприятию, но, наоборот, дисциплинирует мышление, направляя его в русло исторической памяти.
Символика “Доброй воли”, присущими ей художественными средствами, разворачивает в сознании ребенка основные постулаты идеологии служения добру, придавая им эмоциональную окраску.
Главным символом “Доброй воли” является графическое цветное изображение человеческого сердца, увенчанного короной и наполовину заштрихованного синим цветом. Что означает: “Я – часть одного большого сердца, исполненного доброй воли”. Вся добровольческая дружина – одно большое сердце, исполненное доброты. И каждый доброволец – часть этого большого сердца. Наличие короны говорит о том, что самая большая ценность – это человек.
Другим символом является белая роза. Это рыцарский символ, означающий чистоту помыслов и поступков.
Знамя добровольческой дружины – красное. Это цвет, означающий в геральдике цвет родства, дома, цвет мужества и отваги, в психологии – цвет готовности к действию, мгновенной мобилизации всех внутренних ресурсов. Вся цветовая палитра символов отражена в атрибутике.
Девиз “Спешите делать добро!” логически подводит ребенка к самостоятельному проявлению доброго волевого усилия.
Структура организации вытекает из основной идеи длительной воспитывающей игры, закрепляя в смысловых ролях ее цели и задачи.
Если представить, что весь мир – это огромное “городище”, то маленьких далеко от дома не отпускают. И это – постовые (1-3,4-е кл.). Находясь на посту, они заботятся о себе и своих близких, следят за благополучием дома и окружающей территории.
Дозорные – это дети младшего и старшего подросткового возраста. Они уже могут подходить к границам “городища”. Обходить его дозором. И, наконец, ратники – учащиеся старших классов – определяют стратегию развития “городища”, обеспечивают его защиту от проявления зла, которое многолико – от словесного оскорбления до ликвидации последствий стихийного бедствия.
Таким образом, добровольческую дружину составляют:
Отряд постовых – учащиеся 1-3, 4-х кл.
Застава дозорных – ребята 5-8-х кл.
Добровольческий ратный корпус – 9-11-е классы.
Орган городского управления игрой называется ратушей по двум причинам. Поскольку по условиям игры “наш город, наша страна и вся планета – это огромное городище”, то управление им, осуществляемое ратушей, представляется естественным. И это тем более верно, что в ХVII – начале ХIХ века орган городского самоуправления в России назывался ратушей.
Взрослые влияют на деятельность организации через Консультативный совет (педагогическая общественность) и Комитет патронажа (родительская общественность).
Содержание деятельности определяется четырьмя программами: “Трудодень”, “Свободный гуманитарный университет”, “Агитпоезд” и “Берсерки спешат на помощь”. Программы имеют свой цвет в полном соответствии с рекомендациями прикладной психологии. И участие в них также находит отражение в атрибутике добровольцев.
И, наконец, о самом главном. О названии “Добрая воля”.
В народе говорят: “Как корабль назовешь, так и поплывет…” И немногие знают, что за яркой афористичностью этой пословицы кроется потрясающей силы наблюдение, смысл которого затерялся в столетиях и впервые упомянут Конфуцием (551-478 гг. до н.э.), как острая необходимость приведения вещей в соответствие с их названием, как “исправление имен”.
К нему же нас попытался вернуть в 1927 г. известный русский философ А.Ф. Лосев работой “Философия имени”. Главная идея этой работы заключается в том, что назвать вещь означает выделить ее из хаотического потока жизни, следовательно, сделать осмысленным ее пребывание в мире.
Название “Добрая воля” не только аккумулирует в себе два фундаментальных мировоззренческих понятия “добро” и “воля” и абсолютно отражает суть вещи, которую обозначает, но и, многократно отпечатываясь в сознании (девизом, символами, структурой), как бы корректирует его в направлении “доброго воления”, формируя новый имидж.
Вот почему на вопрос-призыв: “Чего вы волите, граждане?!” – дети охотно откликаются: “Мы волим добра!”
Нам необходимо пробудить в детях “доброе воление”, ибо ожидаемые обществом “добрые дела” есть лишь плоды и результаты подлинных устремлений к добру, а вовсе не самодостаточный путь к их побуждению.
Валентина ГАЛАХОВА,
руководитель общественной организации детей и молодежи “Добрая воля”, педагог-организатор Дома молодежи ЦДОД УО
Урай,
Тюменская область
Комментарии