search
main
0

Добьемся ли успеха к 2015 году? По прогнозам экспертов ЮНЕСКО, 58 стран не смогут ввести всеобщее начальное образование

С 2000 года в мире стремительно растет число детей, поступающих в начальную школу, никогда прежде в классах не было так много девочек. Увеличились расходы на образование и объем оказываемой ему помощи. Об этих хороших новостях сообщается в шестом выпуске Всемирного доклада ЮНЕСКО по мониторингу образования 2008 года. В то же время в нем отмечается низкое качество образования, высокие затраты на обучение и сохраняющийся высокий уровень неграмотности взрослых – факторы, которые ставят под угрозу достижение к 2015 году целей стратегии Образование для всех (ОДВ*).

«Мы взяли правильный курс, но по мере развития систем образования нарастает сложность и специфика задач, которые предстоит решить, – отмечает Генеральный директор ЮНЕСКО Коитиро Мацуура. – Последний доклад четко выделяет эти задачи: охват образованием наиболее беззащитных и обездоленных, улучшение условий для обучения, наращивание помощи».

«Мы – в середине пути. В целом мы склонны положительно оценивать достигнутое. Но еще больше предстоит сделать ради того, чтобы к сроку, завершающемуся в 2015 году, добиться поставленных целей. Прогресс в странах и регионах, в которых реализация ОДВ сталкивается с наибольшими трудностями, более высок, чем в 90-е годы, – говорит Николас Барнетт, директор группы, готовившей доклад 2008 года, недавно назначенный на пост заместителя Генерального директора ЮНЕСКО по вопросам образования. – Рациональная государственная политика и более высокие расходы на образование в сочетании с поддержкой из внешних источников, безусловно, сказываются на жизни миллионов детей, например, в Буркина-Фасо, Эфиопии, Индии, Мозамбике, Объединенной Республике Танзании, Йемене и Замбии».

По данным, приводимым в докладе, за 1999-2005 годы число детей, посещающих начальную школу, выросло на 36% в странах Африки к югу от Сахары и на 22% – в Южной и Западной Азии. В 14 странах правительства упразднили плату за обучение в начальной школе, что содействовало доступу к образованию ребят из наиболее неблагополучных семей. В целом по миру число детей, не посещающих школу, снизилось с 96 миллионов в 1999 году до 72 миллионов в 2005-м.

В странах с высокими темпами роста числа учеников начальной школы наблюдался и параллельный прирост расходов на образование, выраженных в процентах от ВВП. Государственные затраты на образование ежегодно увеличивались более чем на 5% в странах к югу от Сахары, в Южной и Западной Азии – двух регионах, наиболее далеких от целей ОДВ.

В период между 1999 и 2005 годами еще 17 стран добились гендерного паритета в начальном образовании, при котором число девочек в школах сравнялось с числом мальчиков. Среди них Гана, Сенегал, Малави, Мавритания и Уганда. 19 стран добились этого в среднем образовании, включая Боливию, Перу и Вьетнам. В итоге к 2005 году гендерное равенство в начальной школе было достигнуто в 63% стран, а в среднем образовании – в 37%.

За 2000-2004 годы более чем в два раза увеличился объем внешней помощи, направляемой в сферу базового образования в странах с низкими доходами населения. Но затем он снова снизился. В 2005 году эти страны получили на нужды базового образования 2,3 миллиарда долларов по сравнению с 1,6 миллиарда долларов в 1999 году.

Несмотря на впечатляющие успехи, дистанция до финишной черты еще велика. Индекс развития ОДВ (ИРО) по 129 странам показывает, что 25 из них далеки от достижения поставленных целей. Примерно две трети этих государств расположены к югу от Сахары. В их число также попали Бангладеш, Индия, Непал, Мавритания, Марокко и Пакистан. (В докладе делается оговорка, что число «отстающих» было бы еще выше, если бы авторы располагали данными по всем странам, включая те, которые находятся в состоянии конфликта или в постконфликтной ситуации).

Пятьдесят три страны занимают промежуточное положение. В них охват начальным образованием зачастую высок, но показатель ИРО снижается за счет плохого качества обучения или низкой грамотности взрослых. Кроме того, в соответствии с прогнозами, разработанными на основе нынешних тенденций, 58 из 86 стран, которые не ввели систему всеобщего начального образования, не смогут этого сделать и к 2015 году.

Девочки по-прежнему составляют 60% от общего количества не посещающих школу детей в арабских странах и 66% – в Южной и Западной Азии. Расчеты показывают, что с учетом текущих показателей устранить гендерный разрыв в начальной и средней школе к 2015 году не смогут более чем 90 из 172 стран. (В ряде государств, особенно в Латинской Америке и Карибском бассейне, Северной Америке и Западной Европе это объяснятся положением в среднем образовании, при котором в школах учится больше девочек, чем мальчиков).

Плата за обучение остается фактором, ограничивающим доступ к образованию. Несмотря на то, что в большинстве стран существуют конституционные положения, гарантирующие бесплатное начальное образование, большинству родителей учеников государственных начальных школ так или иначе приходится сталкиваться с этой проблемой, причем иногда затраты на обучение составляют треть семейного бюджета.

Низкое качество образования – всеобщая проблема, привлекающая все большее внимание государственных органов. В частности, в развивающихся странах стараются уменьшить отсев учеников с низкой успеваемостью, увеличить количество учебных часов и ликвидировать нехватку учителей.

Несмотря на некоторое улучшение показателей по сравнению с 1999 годом, в 17 странах Африки к югу от Сахары, предоставивших статистические данные, менее 63% учеников завершают полный курс начального образования, тогда как аналогичный показатель для половины стран Южной и Западной Азии – чуть ниже 80%. В нескольких африканских странах менее половины детей, поступивших в начальную школу, доучиваются до последнего класса. Более того, общегосударственные исследования, проведенные в ряде развивающихся стран, показали, что до 40% учащихся не удовлетворяют минимальным требованиям знаний по языку и математике.

Большинство развивающихся государств столкнулись с нехваткой учителей, которая вызвана ростом числа школьников. В целом по всем странам мира к 2015 году потребность в новых учителях начальной школы вырастет до 18 миллионов.

Во многих странах к югу от Сахары широко используется практика набора учителей по контракту, помогающая восполнить нехватку кадров. Иногда контрактники составляют более 50% от общего числа педагогов. При этом многие из них не обладают подготовкой, сравнимой с той, которую имеют учителя, состоящие на государственной службе, да и зарплата у них ниже. Авторы доклада призывают разработать меры по повышению статуса и профессиональной подготовки таких педагогов с тем, чтобы со временем они также стали кадровыми работниками.

В докладе выражается сожаление по поводу того, что правительства стран отдают предпочтение формальной системе школьного образования и недостаточно поддерживают систему дошкольного воспитания. Ведь от нее напрямую зависит достижение всеобщего начального образования и установление гендерного паритета, а в более широком плане – снижение уровня бедности. В дошкольном воспитании и образовании особенно нуждаются именно дети из малообеспеченных семей. Несмотря на принятые в некоторых странах меры по обеспечению более широкого доступа к дошкольному образованию, его охват остается ниже уровня в 20% в арабских странах и в государствах к югу от Сахары. В Южной и Западной Азии он в среднем не превышает 40%.

В соответствии с выводами доклада, правительства не уделяют достаточного внимания и распространению грамотности среди взрослых: в мире все еще насчитывается 774 миллиона взрослых людей (почти каждый пятый!), не обладающих элементарными навыками грамотности. Причем большая часть из них (примерно три четверти) сосредоточена всего лишь в 15 странах. Особое значение для воспитания и здоровья ребенка имеет образование матерей. И тем не менее женщины все еще составляют 64% от общего числа неграмотных в мире. При сохранении нынешних тенденций 72 из 101 страны, для которых были проведены расчеты, не смогут к 2015 году наполовину снизить уровень неграмотности взрослых.

Объем внешней финансовой помощи, выделяемой на базовое образование, все еще значительно меньше, чем те 11 миллиардов долларов, которые необходимы для достижения целей ОДВ в странах с низкими доходами. Она недостаточно сконцентрирована на нуждах африканских стран к югу от Сахары и экономически слабых государств. Франция, Германия, Япония, США и Великобритания являются пятью самыми крупными донорами в области образования. Однако первые три из них выделяют на нужды базового образования всего лишь треть от общей суммы их помощи. В докладе констатируется, что слишком много доноров уделяют неоправданно завышенное внимание поддержке послешкольного образования.

Большинство стран, достигнувших целей ОДВ или близких к их достижению, находятся в Северной Америке и Европе. В эту же категорию входят Аргентина, Бруней-Даруссалам, Бахрейн, Мексика и Республика Корея. Самый высокий индекс развития ОДВ – у Норвегии, за ней идут Великобритания, Словения, Швеция, Республика Корея и Италия.

Александр СИМОНОВ

Полный текст доклада, резюме и дополнительную информацию на английском языке можно найти на сайте www.efareport.unesco.org

_____________

* Всемирный доклад ЮНЕСКО по мониторингу ОДВ публикуется ежегодно. Его готовит группа независимых экспертов, которая занимается изучением положения дел с достижением шести целей Образования для всех, принятых в Дакаре (Сенегал) в 2000 году:

1) расширять и улучшать дошкольное воспитание и образование;

2) к 2015 году ввести бесплатное и обязательное всеобщее начальное образование;

3) обеспечить равный доступ к программам обучения и приобретения жизненных навыков;

4) повысить на 50% уровень грамотности взрослых к 2015 году;

5) ликвидировать гендерный разрыв в начальном и среднем образовании к 2005 году, а на всех ступенях образования – 2015 году;

6) добиться всестороннего повышения качества образования.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте