В школах Англии и Уэльса преподавание предмета «Информационно-коммуникационные технологии» занимает особое место. По сути, речь идет об овладении тем инструментом, с помощью которого учащиеся осваивают все прочие учебные дисциплины, исключая разве что физкультуру.
Английские школы сегодня компьютеризованы практически «до зубов», поэтому школьный компьютер является таким же непременным атрибутом в классе, каким некогда служили школьная доска и кусочек мела. Традиционному обучению, кажется, и в самом деле приходит конец: компьютерная революция, о которой так долго говорили руководители британской школы, фактически свершилась. Начиная с 2002 года учебная программа ряда британских школ стала он-лайновой, то есть преподаваемой с экранов персональных ученических компьютеров через интернет.
Подготовилась британская школа к компьютерной «революции» достаточно основательно. Число общеобразовательных школ, имеющих доступ к интернету, сегодня составляет 99 процентов. А это, читай, практически поголовная «интернетизация» школьного населения. Сегодня в государственной общеобразовательной школе один компьютер обслуживает пятерых учащихся, в начальной – один компьютер приходится на каждые семь «с половиной» учеников. Свыше половины всех учащихся имеют собственные электронные адреса. Свыше 80 процентов общеобразовательных школ Британии обзавелись собственными веб-сайтами.
Разумеется, все это стало возможно после того, как государство открыло карман шире для нужд компьютеризации своих школ. Если еще пять лет назад затраты на информационные и коммуникационные технологии в пересчете на «душу» учащегося составляли 54 фунта стерлингов (около 100 долларов), то с переходом на он-лайновое обучение они резко возросли: на претворение этой новации в жизнь было выделено 210 миллионов фунтов стерлингов.
Программа обучения предмету «Информационные и коммуникационные технологии» начинается в Англии и на Уэльсе с начальных классов и ведется на протяжении всего срока обучения в школе, подразделяясь на так называемые четыре ключевые стадии. Первая и вторая охватывают учебную программу по этой дисциплине с 1-го по 6-й класс (в Англии эти ступени обучения выделены в отдельную начальную – primary – школу.) Третья стадия – это 7-й – 9-й классы средней школы. Четвертая стадия – 10-11-й классы старшей школы.
СТАДИЯ № 1
1. Учащиеся исследуют ИКТ и обучаются использованию. Они знакомятся с устройством компьютеров и программным обеспечением. Учащиеся в процессе стадии № 1 должны познакомиться с тем, как:
1) получать информацию из различных источников (например, от людей, из книг, из базы данных, с компакт-дисков, видео и ТВ);
2) получать и хранить информацию в различном виде (например, сохранять информацию в подготовленных базах данных);
3) извлекать информацию, которая была сохранена в той или иной форме (например, используя компакт-диски, открывая данные, сохраненные на жестком диске компьютера и т.д.).
2. Учащиеся должны получить следующую подготовку:
1) использовать тексты, таблицы, изображения и звук, чтобы развивать свои представления и знания;
2) знать, как выбрать и как добавить необходимые данные в ту информацию, которую они нашли в конкретных целях;
3) знать, как планировать и организовать выполнение некоторой задачи;
4) пробовать и исследовать, что происходит в реальных и воображаемых ситуациях (например, подбирая разные цвета на изображении, используя приключенческие игры).
3. Обмен и совместное пользование информацией.
Учащиеся должны уметь:
1) осмысливать сделанную работу, с тем чтобы научиться развивать свои представления;
2) объяснять следствие их действий;
3) говорить о том, что они, возможно, изменят в процессе следующей работы.
СТАДИЯ № 2
На этой стадии учащиеся используют более широкий набор ИКТ инструментария и информационных источников, чтобы помочь в своей работе по другим учебным предметам. Они также развивают свои исследовательские навыки и учатся определять, какого рода информация соответствует проделываемой ими работе. Они начинают оценивать информацию с точки зрения ее правдоподобности и качества. Они учатся исправлять свои работы и готовить их подобающим для аудитории образом.
1. Учащиеся должны научиться:
1) рассказывать, какого рода информация им требуется и как они могут найти и использовать ее (например, методом поиска в интернете или через CD-ROM, использование печатной продукции, расспрашивая других людей);
2) готовить информацию для продвинутого использования ИКТ – включая сюда выбор подходящих источников, нахождение информации, классификацию оной и проверку ее точности (например, нахождение информации из книг или газет, создание базы данных, классифицируя ее согласно целям и характеру);
3) интерпретировать информацию, проверять, является ли она подходящей, и осмыслить, что могло бы произойти, если бы в ней были ошибки и пропуски.
2. Учащиеся должны освоить:
1) как развивать и совершенствовать идеи методом совместного использования текстов, таблиц, изображений и звука;
2) как создавать, тестировать, исправлять и усовершенствовать программы по изучению окружающего мира
3) как использовать имитации и исследовать модели с целью ответить на вопрос «Что если…?»
3. Учащиеся должны знать:
1) как обмениваться информацией в различных формах, включая электронную почту (например, дисплеи, плакаты, рисованные изображения, музыкальные композиции);
2) как реагировать на запрос аудитории и как тщательно обдумывать содержание в процессе передачи информации (например, работать над выступлением перед остальными учащимися, написать родителям, «публиковаться» в интернете).
СТАДИЯ № 3
На этой стадии учащиеся наращивают свои навыки самостоятельного использования инструментов ИКТ и источников информации. Они лучше понимают, каким образом ИКТ может помочь им в работе по другим предметам, как широки и до каких пределов простираются возможности использования компьютерных и информационных технологий.
Они используют ИКТ более сфокусированно, целенаправленно и эффективно и осуществляют выполнение все более комплексных задач.
1) системному взгляду на требующуюся им информацию и обсуждению того, как она может быть использована;
2) получать информацию, соответствующую поставленным целям и задачам, выбирая нужные источники. Использовать более четкие системы поиска и оценивать найденную информацию по ее качеству и достоверности;
3) собирать, вводить, анализировать, квалифицировать и оценивать количественную и качественную информацию, проверяя ее точность (например, проводя исследование местной транспортной системы, анализируя при этом данные, полученные на месте).
2. Учащиеся должны уметь:
1) разрабатывать и исследовать информацию, решать проблемы и добывать новую информацию для конкретных целей (например, суммируя данные, приходя к заключению на базе полученной информации);
2) использовать ИКТ для того, чтобы замерять, записывать, отвечать и контролировать события путем планирования, тестирования и модификации последовательности инструкций.
3. Учащиеся должны уметь:
1) как интерпретировать информацию, реорганизовывать ее и преподносить в различных видах, соответственно конкретным целям и задачам (например, информацию о благотворительной акции, представленную в виде брошюры, для школьной акции по сбору средств);
2) как использовать ИКТ, включая электронную почту, для эффективной передачи и обмена информацией.
4. Учащиеся должны овладеть:
1) возможностью работать с различными видами информации, рассматривая ее характер, структуру и цели (например, используя базу данных, электронные таблицы и presentation software с тем, чтобы руководить и осуществлять финансовую деятельность клуба, представляя на сей счет ежегодный отчет);
2) разработкой информационных систем и предлагать усовершенствования существующих систем;
3) производством сравнительного анализа своего использования инфомационных и коммуникационных технологий с их использованием в других странах мира.
СТАДИЯ № 4
На этой стадии учащиеся более ответственны в выборе и использовании инструментов ИКТ и источников информации. Они эффективно и уверенно используют широкий спектр прикладных программ ИКТ и способны большую часть времени работать самостоятельно. Они выбирают и разрабатывают те системы ИКТ, которые соответствуют конкретным задачам и могут создавать и применять системы для использования другими людьми.
1. Учащиеся должны:
1) анализировать требования задач, беря в расчет необходимую им информацию и пути использования ее;
2) быть разборчивыми в использовании инфоромационных источников и инструментов ИКТ.
1) использовать ИКТ, чтобы улучшать учебный процесс и качество своей работы;
2) эффективно использовать ИКТ, чтобы исследовать, развивать и интерпретировать информацию, а также решать проблемы в целом ряде предметов и контекстов;
3) применять должным образом концепции и техники использования ИКТ, чтобы замерять, регистрировать, контролировать и автоматизировать события;
4) применять должным образом концепции и техники моделирования на основе ИКТ, рассматривая их преимущества и ограничения в сравнении с иными методами.
3. Учащиеся должны научиться:
1) оценивать эффективность их собственного использования информационных источников и инструментов ИКТ, а также использования этого другими и использовать результаты этой оценки для улучшения качества своей работы;
2) оценивать критически влияние информационно-компьютерных технологий на их собственную жизнь и жизнь других, рассматривая социальные, экономические, политические, правовые, этические и моральные аспекты (например, изменения в трудовой практике, влияние электронной коммерции на экономику);
3) использовать свою инициативу для нахождения и использования потенциала более передовых или новых ИКТ инструментов и информационных источников (например, новых сайтов в интернете, новых или усовершенствованных прикладных программ).
4. В процессе учебы на стадии 4 учащиеся должны получить навыки создания информационных систем, оценки и предложения по усовершенствованию существующих систем (например, создание интеграционной системы для руководства школьным производством или маленькой компанией).
Учебные планы изучила Ольга ДМИТРИЕВА
Лондон
P.S. Тематику курса по информационно-компьютерной технологии в Англии читайте в № 25.
2. 3. 2.
Комментарии