Мой учительский стаж составляет более 20 лет. Мне пришлось работать по учебникам различных авторов. Школа, в которой я преподаю, – обычная средняя общеобразовательная, и к нам приходят учиться дети с разной мотивацией. И вот с чем я столкнулась – у многих детей уже к концу 5 класса пропадает интерес к изучению языка, который сегодня, и это понимают сами ребята, нужен практически каждому. Почему? «Потому что трудно и многое непонятно». Дети не успевают осваивать материал, предлагаемый авторами учебника. Поэтому когда я узнала об учебнике «Новый курс английского языка для российских школ» О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой, ознакомилась с его основными принципами, решила попробовать поработать с этим учебником и проанализировать, как дети будут воспринимать тот материал, который предлагают авторы.
С целью определения уровня школьной мотивации было проведено анкетирование учащихся 5 класса. Была использована методика изучения школьной мотивации учащихся. В 5 классе мотивация учащихся оказалась низкой. Только 2 ученика имеют среднюю мотивацию, два ученика – низкую, а 9 учащихся имеют внешнюю мотивацию, то есть у них положительное отношение к школе, но школа их привлекает больше внеурочной стороной. Они ходят туда, чтобы общаться с друзьями и учителями, а учебный процесс их мало привлекает. И так как УМК «Новый курс английского языка для российских школ» О.В.Афанасьевой и И.В.Михеевой предназначен для детей со средним уровнем мотивации, то мы решили апробировать его в данном классе.
Конечно же, при таком уровне мотивации главное – должно быть интересно на уроках, понятно и не очень трудно.
Цель изучения английского языка определяется действующей программой как «развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении им». Именно эта цель определяет принципы данного учебно-методического комплекса:
– коммуникативная направленность всего процесса обучения;
– дифференцированное и интегрированное обучение всем видам речевой деятельности;
– активный, деятельностный и сознательный характер процесса обучения;
– личностно ориентированный подход к изучению иностранного языка;
– одновременное и взаимосвязанное коммуникативное и социокультурное развитие учащихся;
– использование всех видов наглядности;
– максимальная повторяемость материала;
– постепенное, неспешное усвоение языкового материала учащимися.
Методические принципы, отличающие данный УМК от других:
– постепенное, неспешное усвоение языкового материала учащимися;
– социокультурный компонент.
В целом учебник мне понравился, работать было комфортно и доставляло удовольствие, так как он имеет много положительных качеств.
Принцип постепенного, неспешного усвоения языкового материала позволяет рационально использовать на уроке время для введения, отработки и закрепления нового материала. Учебник не перенасыщен грамматическими структурами и большим количеством новых лексических единиц. Это положительно сказывается на усвоении материала и его осмыслении.
Высокая повторяемость материала способствует всякий раз возвращению к изученному, и если даже ребенок пропустил урок, то у него есть возможность пропущенный материал усвоить. На мой взгляд, начало работы на каждом уроке с повторения пройденного материала – это большое преимущество учебника.
Авторы учебника уделили много внимания развитию у учащихся навыков аудирования и аудитивной памяти. Ни один урок не обходится без прослушивания кассет. Мне очень нравятся, например, задания «Выполни, а затем послушай диктора и проверь». Интересно составлены задания на аудирование в рабочих тетрадях, причем в каждом блоке есть упражнения на понимание основной идеи, деталей и извлечения конкретной информации.
Большим преимуществом учебника является то, что предусмотрено время для работы по рабочим тетрадям на уроке. Задания в них способствуют отработке и закреплению всех аспектов речевой деятельности. Все упражнения рабочей тетради разделены на рубрики: «Слушаем и не только», «Читаем и не только», «Пишем и не только». Эти рубрики посвящены не только выполнению заданий на аудирование или письмо, а вовлекают учащихся и в другие виды деятельности.
Задания упражнений и объяснение грамматических правил с помощью родного языка делают процесс обучения на начальном этапе понятным и доступным. Многие родители говорили о том, что они, не владея в должной мере английским языком, могут оказать посильную помощь своим детям в приготовлении домашнего задания. Такое признание пришлось услышать впервые за многие годы работы, так как обычно говорят, что из-за слабого знания иностранного языка или просто незнания родители чаще всего не могут помочь детям.
Изобилие картинок, красочных и ярких, безусловно, привлекает внимание учащихся . Особенно они помогают в упражнениях, где именно с помощью картинок вводится новая лексика. И формат учебника более привычен для наших учащихся, нежели европейский.
Составляя данный УМК, авторы подумали и об учителе, сделав, на мой взгляд, многое, чтобы облегчить учительский труд. При работе по другим УМК приходилось искать стихи, рифмовки, песни, для того чтобы оживить урок, сделать его увлекательным и более интересным, способствовать яркому и эмоциональному восприятию учебного материала. В данном УМК собрано большое количество рифмовок, которые дети читают с большим удовольствием, песен, стихотворений, помогающих усваивать изучаемый материал. В книге для учителя авторы дали четкое календарно-тематическое планирование. Запланирован обобщающий урок, который я, например, старалась всегда провести в форме путешествия, соревнования или игры. Все задания учебника и рабочей тетради были выполнены.
Учащимся предлагается информация культуроведческого и страноведческого характера в специальной рубрике – это тоже огромный плюс данного учебника, так как без знаний компонентов социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию. Свои знания о стране изучаемого языка учащиеся значительно сумели расширить, выполняя проектные работы. Темы проектных работ действительно интересны, и ребята с огромным удовольствием их раскрывали.. Проектные работы выполнялись учащимися на русском языке, и, на мой взгляд, это правильно. Отсутствие лексики и знаний грамматики не мешает учащимся излагать свои мысли и делиться информацией, которую они нашли самостоятельно. Данный вид работы не только расширяет страноведческие знания о Великобритании, но и учит детей работать самостоятельно с книгой, находить нужную информацию в библиотеке или в Интернете. И было видно, что учащиеся испытывали радость от того, что они узнали много нового сами и могли рассказать об этом другим. Уроки защиты проектов проходили всегда интересно и динамично.
В ходе эксперимента я постоянно проводила мониторинг знаний учащихся, после каждого блока ребята заполняли анкету, высказывая свое отношение к содержанию изученного материала, оформлению, упражнениям, заданиям, которые встречались в блоке.
Отзывы детей об учебнике положительные. Больше всего им нравится решать кроссворды, заучивать песни, рифмовки, выполнять упражнения на смекалку, привлекает и художественное оформление. На вопрос, что бы ты хотел изменить в этом разделе учебника, ответы в основном схожие – хотят больше проектных работ, кроссвордов и песен.
А результаты последнего мониторинга знаний учащихся говорят о том, что у детей есть интерес к изучению английского языка. По итогам года качество знаний по предмету составляет 61,5%. И это уже радует.
Ольга БОРОДИНА, учитель первой квалификационной категории МОУ СОШ №23, Тамбов
Комментарии