search
main
0

До встречи в Сокольниках! В Москве прошел Российский образовательный форум-2005

Каждую весну московский культурно-выставочный центр «Сокольники» становится площадкой для праздника российской системы образования. Сюда приезжают лучшие учебные заведения со всей страны – себя показать и на других посмотреть. Российский образовательный форум-2005 был девятым по счету и прошел под девизом «Конкурентоспособное образование – сильная Россия!». За последние годы выставка значительно выросла в своих масштабах. Сегодня на ней представлены все уровни образования – от детского сада до послевузовского профессионального обучения. Посетители смогли побывать более чем на ста мероприятиях форума: увидеть мастер-классы лучших педагогов, присутствовать на открытых уроках и семинарах. Впервые в рамках выставки проводились Детско-юношеский фестиваль и Родительское собрание, на которое собрались представители из многих регионов.

Со словами «» красную ленточку выставки перерезали Владимир Фридлянов, руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин и заместитель председателя Госдумы России Владимир Жириновский. Российский образовательный форум открылся!- Я вступил в профсоюз, когда демобилизовался из армии и очень ценю нашу организацию, – говорит Федор Слипченко. – Руководитель профкома нашего лицея – частый гость в моем кабинете, без нее многие проблемы решить невозможно. Я обращаюсь ко всем россиянам, особенно к педагогам: давайте ценить нашу организацию. Главная ее задача – забота о человеке, учителе. Профсоюз оказывает помощь в реализации его профессиональных и чисто человеческих, нравственных возможностей. »

В добрый путь!

22 апреля праздничный проход барабанщиц собрал у сцены главного павильона педагогов, учащихся, производителей учебного оборудования и средств обучения, прибывших на выставку почти из 70 регионов России. Настроение первого дня праздника выразили слова гимна, исполненного ребятами из 56-й школы Санкт-Петербурга: «Да здравствуй, Форум!… Везде царит веселье, как будто воскресенье, и мы идем в кино».

Заместитель министра образования и науки РФ Владимир Фридлянов в своем приветственном слове отметил, что все материалы выставки, которые привезли в Москву 600 участников, направлены на достижение одной из важнейших задач нынешней школы и высшего образования – «воспитание успешного человека – гражданина России».

Со словами «В добрый путь!» красную ленточку выставки перерезали Владимир Фридлянов, руководитель Федерального агентства по образованию Григорий Балыхин и заместитель председателя Госдумы России Владимир Жириновский. Российский образовательный форум открылся!

Не личная собственность, но общественное поле

Одним из главных мероприятий форума стала Всероссийская научно-практическая конференция, на которой шел разговор о приоритетных направлениях развития образования и его связи с «миром труда».

Конференцию открыл доклад директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки РФ Исаака Калины. По его мнению, главная проблема современного российского образования состоит в слабом взаимодействии между его отдельными элементами, а также экономической сферой. Образование перестало быть единой иерархической структурой, на него влияет развитие промышленности, профессиональные сообщества, бизнес. При этом, заметил Исаак Калина, содержание образования не отвечает требованиям общества и экономики.

Как же министерство предлагает решать эти проблемы? Прежде всего, по словам Калины, необходимо обеспечить непрерывность образовательного процесса, превратить образование в сферу, привлекательную для инвестиций, и гарантировать повышение его качества и доступности.

По мнению Калины, непрерывность образования можно обеспечить путем создания механизма общенациональной системы оценки качества – в частности, общественной аккредитации образовательных программ и присвоения квалификации самим профессиональным сообществом.

Среди прочего, должны быть пересмотрены критерии определения статуса вузов. Вуз, претендующий на звание общенационального университета, должен стать культурным и интеллектуальным центром, проводить фундаментальные исследования, осуществлять перспективные разработки в области образования. При этом критерии оценки вузов должны быть прозрачными и выдвигаться профессиональным сообществом.

Для того, чтобы сфера образования стала инвестиционно-привлекательной, нужно сделать его финансовую деятельность абсолютно прозрачной, уверен Исаак Калина. В частности, переход на нормативно-подушевую схему, по его мнению, позволит реализовать принцип «деньги следуют за учащимся» и будет способствовать развитию конкуренции в образовательной среде.

Глава Департамента подчеркнул, что приоритетные направления развития образования нельзя рассматривать в отрыве от Концепции модернизации. Несмотря на то, что с начала модернизации сделано довольно много, далеко не все начинания системны и эффективны. Так, компьютеризация еще не переросла в новые технологии образования. Ближайшая задача – создание мультимедийных продуктов, удобных для учителя. Все больше регионов становятся участниками эксперимента по введению ЕГЭ, однако единый госэкзамен не должен стать единственным инструментом оценки знаний выпускников и абитуриентов, между тем альтернативы ЕГЭ толком еще не разработаны.

Глава Департамента также отметил, что нужно предоставлять возможности альтернативных подходов к образованию, а не сводить работу всех учреждений к «единственно правильной модели». «Участники образовательного процесса должны иметь возможность применять те механизмы, которые представляются им более правильными. Однако если у соседа за счет использования других технологий образовательный процесс реализуется более эффективно, то мы должны перенимать опыт или уступить место тем, кто сделает этот участок работы лучше. Нужно понимать, что образовательное пространство является не личной собственностью, а общественным полем», – заключил Исаак Калина.

Готовим малышей к школе!

22 апреля в рамках форума прошел семинар «Предшкольное образование – каким ему быть?», организованный «Учительской газетой».

К сожалению, многие ребята приходят в первый класс совсем неподготовленными, поэтому им бывает трудно занять новую для них «позицию ученика». Цель «предшкольного образования» – выравнивание стартовых возможностей будущих первоклассников.

О том, как можно организовать подготовку малышей к школе, какие проблемы в данном направлении предстоит решить, рассказала посетителям выставки Татьяна Филиппова, заведующая кафедрой лаборатории диагностики Института возрастной физиологии РАО.

Как выяснили специалисты института, родители и воспитатели детских садов, неумело взявшиеся за дело, как правило, разрушают здоровье ребят, тормозят их естественное развитие, отбивают у малышей желание учиться. Они забывают о том, что ведущий вид деятельности дошкольников – игровой. Поэтому и в подготовку к школе с ними лучше играть. Ведь ребятам этого возраста не свойственно долго сидеть за партой, тянуть руку, дожидаясь очереди, чтобы ответить. Если принуждать их к деятельности, к которой они не готовы, пострадает здоровье малышей. Так нередко и получается. Практика показывает, что если в первый класс приходят 18-28% ребят с пограничными нарушениями психики, то к концу учебного года плаксивых обладателей плохого аппетита и сна бывает уже 80%. Родителям надо знать, что биологический возраст отстает у 40-50% малышей от «паспортного» на 1,5-2 года. Следовательно, многие ребята, которых сажают в первый класс, на самом деле достигли развития 4-4,5-летних.

По словам Татьяны Филипповой, готовность ребенка к поступлению в школу показывают несколько тестов. Об этом свидетельствует, например, выпадение молочных зубов и так называемый филиппинский тест – способность малыша дотянуться правой рукой через голову до левого уха. Но начинать подготовку к школе можно и с пяти лет. Однако она должна быть направлена не на ускорение темпов развития ребенка, чего достичь все равно не удастся, а на развитие необходимых в этом возрасте функций. Это координация движений, графические навыки, зрительное восприятие предметов, в том числе геометрических фигур, пересказ сказочных историй по картинкам, счет до десяти и некоторые другие.

Следует учесть и то, что есть дети гиперактивные, а есть медлительные, и не нужно их переделывать, это природа малышей. Так что позвольте ребятам быть самими собой!

Чтобы дети полюбили спорт

По данным статистики, 29% взрослого населения страны злоупотребляет алкоголем. Среди подростков систематически употребляют алкоголь 52%. Прирост численности употребляющих наркотики – 10% в год. А ежегодный прирост подростковой преступности – 15%. Противопоставить этому можно только иной досуг, иное времяпрепровождение. Об этом говорили участники дискуссии на тему «Детско-юношеский спорт и его проблемы», которую «Учительская газета» организовала совместно с общественно-государственным физкультурно-спортивным объединением «Юность России».

Об основных направлениях работы объединения, которое в прошлом году отметило свое десятилетие, рассказал Валерий Воробьев, начальник отдела физического воспитания Российского комитета «Юности России». Ежегодно объединение проводит в стране до 30 соревнований по различным видам спорта. Особенно большое значение оно придает развитию спортивных кружков и туризма в школах, где зачастую вечерами пустуют прекрасные физкультурные залы. С девяностых годов прошлого столетия объединение проводит соревнования среди преподавателей физкультуры на звание «Мастера педагогического труда по внеучебным формам массовой и спортивной работы».

Григорий Погадаев, эксперт Комитета национальных и неолимпийских видов спорта России, сам школьный учитель физкультуры, призвал руководство городов и поселков страны не жалеть денег на развитие спорта. Как не жалеют средств в Саранске, где построили прекрасный спорткомплекс на базе местной спортивной детской школы. Здесь есть бассейн, тренажерные залы, залы для шейпинга и аэробики.

Проявляют заботу о дворовом спорте в Сызрани. Здесь к обустройству спортплощадок и вовлечению ребят в команды привлекают активных пенсионеров. А чтобы школьники не прогуливали уроки физкультуры, Григорий Погадаев предложил выставлять оценки с учетом индивидуальных возможностей учеников, чаще поощрять ребят хорошими баллами. «Я использую, например, такую методику: прошу ребенка самого поставить себе оценку за урок, но в конечном итоге оцениваю его труд на полбалла выше. Если запугивать детей двойками, можно отбить у них всякую охоту заниматься физкультурой. Мы должны делать все возможное для того, чтобы дети полюбили здоровое и активное движение!».

Каким быть Единому госэкзамену?

Возможно, в будущем инструмент ЕГЭ будет использоваться для внешней оценки школьников начальных и средних классов. Об этом сообщил глава Федеральной службы по надзору в сфере образования Виктор Болотов на «круглом столе» «Каким быть единому государственному экзамену», прошедшем на форуме 23 апреля.

По словам Виктора Болотова, из регионов все чаще поступают предложения проводить ЕГЭ среди школьников, окончивших 9-й класс. Это помогло бы составить представление о качестве усвоения программы, чтобы оставшиеся два года обучения посвятить ликвидации пробелов в знаниях.

Аналогичным образом можно оценивать качество преподавания в начальной школе. Замечено, что в пятом классе успеваемость детей резко падает, и это говорит либо о плохой подготовке в младших классах, либо о том, что в средней школе требования учителей завышены или принципиально отличаются. ЕГЭ позволит состыковать «стандарты».

Понятно, что для применения инструмента ЕГЭ в средней и начальной школе должны быть разработаны принципиально новые КИМы. По словам Виктора Болотова, соответствующая работа уже ведется в Федеральном институте педагогических измерений с прошлого года. Виктор Болотов особо подчеркнул, что применение единого экзамена в начальной и средней школе должно носить «безответственный характер» – то есть за плохие оценки школьника наказывать нельзя. Цель такого испытания сугубо «диагностическая» – это своего рода мониторинг качества работы школы.

На «круглом столе» обсуждались и другие насущные вопросы. Представители сразу нескольких регионов высказались за отмену так называемого правила «плюс один», в соответствии с которым при получении неудовлетворительной оценки по ЕГЭ в аттестат ставится «тройка». Виктор Болотов считает, что такие решения должны приниматься на региональном уровне. Однако прежде чем отказываться от правила «плюс один», нужно сначала придумать, что делать с «двойками» в аттестате: «Лишать двоечников аттестата было бы слишком сурово, хотя во многих странах именно так и поступают». Возможно, лучше не выставлять оценку за предмет вообще: скорее всего для поступления в вуз ребенку не нужен предмет, по которому у него «двойка».

В некоторых регионах серьезную проблему представляет доставка детей к пункту проведения ЕГЭ. Например, в Костромской области школьникам из отдаленных деревень приходится проехать до 50 км. Дети, которые плохо переносят автобус, рискуют плохо сдать ЕГЭ из-за ухудшения самочувствия. Виктор Болотов предложил в таких случаях организовывать «интернаты временного пребывания» – пункты, куда детей привозят заранее (например, за сутки до проведения экзамена). Заботу по организации таких учреждений должны взять на себя региональные или муниципальные власти.

Папы и мамы задали вопросы чиновникам

Впервые в рамках форума прошло оригинальное «родительское собрание», на котором папы и мамы из разных регионов России напрямую задали свои вопросы представителям Министерства образования и науки РФ.

Один из вопросов, поднятых родителями, звучал так: «Почему дети учат именно то, что им навязано сверху, а не то, что требует действительность, и как в данном случае влиять на педагогов, чтобы что-то изменить?».

По словам директора Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки Исаака Калины, сообществу родителей нужно прежде всего досконально изучить устав школы, где учатся их дети. А потом требовать от директоров школ, чиновников и педагогов соблюдения всех положений этого устава. То есть участвовать в управлении образовательным учреждением. Когда родители перестанут быть потребителями, активно включатся в управленческий школьный процесс, тогда начнет улучшаться и образование.

Также был поднят вопрос доступности восприятия новых школьных учебников. Ведь не секрет, что порой их содержание могут понять только академики. Чтобы не допускать подобного впредь, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко на днях подписал Приказ № 107 «Об экспертизе учебников». Теперь, как отметил Исаак Калина, процедура ужесточена. Учебник сначала будет проходить трехлетнюю апробацию не менее чем в семи субъектах России. И только затем после опроса педагогов, родителей и старшеклассников специалистами Российской академии наук, Российской академии образования и иных профильных организаций, включенных в специальный список, будет проводиться экспертиза.

«Умке» нравится быть умным

Еще одно новшество этого года – детско-юношеский фестиваль «Новая Россия». На выставке собрались около 70 ребят из семи городов страны – Новосибирска, Ижевска, Междуреченска, Москвы, Риги, Томска, Набережных Челнов. Их объединяет то, что все они учатся в школах развивающего обучения. Начальные классы и классы основной ступени познают науки по учебникам системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, а старшие – по системе «методологически ориентированного образования».

Школы РО, как они сами себя называют, составляют всего три процента от общего количества средних образовательных учреждений страны. Они переписываются, обмениваются опытом, задумали создать общий сайт в интернете, а в рамках форума представили совместный проект «Гуманитарная образовательная карта России».

О проекте с увлечением рассказали Игорь Тавлиди, выпускник рижского педагогического центра «Эксперимент» и ученица 12-го класса этой школы Яна Крайнова. По мнению ребят, подобная карта может пригодиться любому муниципалитету. На ней могут быть отмечены все образовательные учреждения города, района, области с указанием учебных и воспитательных профилей детских садов, школ, техникумов и вузов. Прежде всего такая информация нужна учащимся и родителям. Владея картой, они проще сориентируются при выборе учебного учреждения, которое больше подходит тому или иному ребенку с учетом его способностей.

На форуме ребята разбились на шесть групп, каждая из которых опросила от 11 до 35 школ – участников выставки, выявляя по специальной методике школы, в которых ученики получают экономические знания, готовят будущих ученых. Проектная, корпоративная работа хорошо знакома ученикам школ развивающего обучения. Есть даже специальный предмет, который обучает работе в коллективе, навыкам выявления сильных сторон делового партнера и использования их в общем проекте. По словам ученицы 10-го класса новосибирского центра развивающего обучения «Умка» Александры Левенец, проектная деятельность очень нравится ребятам. Ведь она активно формирует мышление, коммуникативные способности, логику и творческое воображение.

«Школа школ» – 2005

Второй раз в рамках форума прошла финальная часть Всероссийского конкурса «Лучшие школы России».

Претенденты на победу смогли получить исчерпывающую информацию о том, как достичь общенационального успеха, от прошлогоднего финалиста – гимназии № 56 Санкт-Петербурга. Стенды участников конкурса-2005 и «школы школ 2004 года» находились напротив.

Заместитель директора питерской гимназии № 56 Галина Киселева считает, что залог успеха заключается в удачно подобранной команде педагогов-единомышленников, которые влюблены в свою профессию. В гимназии ведется непрерывное образование с детского сада до 11-го класса. Этому способствует удачно построенный комплекс из пяти зданий. Действует система профильных классов: филологического, историко-правового, экономического, технического и технологического. Еще в гимназии, кроме общих предметов, преподают музыку. Дети делятся на три группы: музыкантов, поющих в хоре и изучающих теорию. Также в «школе школ 2004 года» преподаются навыки бытовых технологий. На этом уроке мальчики и девочки занимаются дизайном интерьеров и практической кулинарией. Еще один оригинальный предмет – «Лего-конструирование».

Альтернатива советским пионерским отрядам в «школе школ» – так называемый Game-клуб, в котором старшеклассники в игровой форме помогают малышам. Например, создают на компьютерах тематические игровые азбуки для первоклассников. Кроме того, в лучшей школе страны параллельно с обычной библиотекой работает и медиатека, в которой сокровища мировой литературы хранятся на современных цифровых носителях.

Что касается победителей нынешнего конкурса, то они будут названы 17 мая в Колонном зале Дома союза. Как и в прошлом году, 10 лучших школ России получат памятные таблички, гранты на развитие и символические серебряные колокольчики.

Наш профсоюз – на уровне!

На форуме в Сокольниках Профсоюз работников народного образования и науки впервые был не гостем, а полноправным участником. На выставке работали стенд и консультационный пункт профсоюза, пользовавшиеся большой популярностью. В книге учета посетителей – более 200 адресов наших коллег. Чуть ли не в первый день документы V съезда, последние (да и не только) номера газеты «Мой профсоюз», материалы по охране труда и социальному партнерству, подготовленные специалистами ЦК, разошлись на «ура». Чтобы удовлетворить всех желающих, пришлось заказывать дополнительный тираж.

На стенде постоянно работали специалисты ЦК Елена Елшина и Овена Жилина, которым приходилось отвечать на множество разнообразных вопросов. Порой провокационных. «А для чего нужен профсоюз? Докажите, что без него нам будет плохо». Доказательством служили информационные плакаты, представленные в экспозиции, материалы территориальных организаций профсоюза. Специалисты правового отдела ЦК Сергей Хмельков и Михаил Авдеенко оказывали посетителям юридическую помощь, а зав.отделом по вопросам общего образования Татьяна Алешина консультировала по проблемам кадрового обеспечения в образовании, социальному партнерству, коллективным договорам.

25 апреля состоялась пресс-конференция «Позиция профсоюза в условиях реформирования образования». На ней присутствовали представители федеральной и региональной прессы, участники и гости форума. На многочисленные вопросы отвечали заместители председателя профсоюза Татьяна Куприянова и Вадим Дудин, эксперт ЦК Вера Понкратова, зам. руководителя Федерального агентства по образованию Александр Казенов и начальник отдела социальной поддержки обучающихся и работников ФАО Валентин Голышников.

Одним из многочисленных посетителей профсоюзного стенда был Федор Слипченко, народный учитель СССР, заслуженный учитель РСФСР, почетный гражданин города-героя Волгограда и генеральный директор Волгоградского лицея (школы-интерната педагогического профиля). Лицей стал участником конкурса «Лучшие школы России-2005», финал которого прошел в рамках выставки. Встреча с профсоюзом на форуме была для Федора Федоровича приятной неожиданностью. Дело в том, что он давно входит в президиум областной организации и, по его собственному признанию, считает это для себя большой честью.

Кстати, именно профсоюз в свое время одним из первых поддержал идею создания необычного лицея, которую выдвинул Слипченко. А возникла она в голове незаурядного педагога тогда, когда областное руководство предложило решить ему весьма непростую задачу – как увеличить количество учителей-мужчин в школах, и в частности, в сельской местности. Федор Федорович подумал, что задача стоит перед ним государственная, и решать ее надо по-государственному.

– Когда царь-батюшка захотел Россию преобразовать, был создан Царскосельский лицей, – говорит Слипченко. – Михаил Михайлович Сперанский тогда предложил брать чад и обучать в духе, нужном для России, для ее преобразования. И я предложил: «Возьмем чад, причем из сельской местности, и будем формировать из них личность, учителя. Учителя, который необходим именно сельской школе сегодня и будет нужен в XXI веке».

Было непросто, пришлось бороться, доказывать свою правоту. Но в конце концов Федору Слипченко удалось убедить областной отдел образования, руководство обкома партии и облисполкома. Заручившись их поддержкой, Слипченко отправился отстаивать свою идею «наверх» и добился-таки своего. На выставку Федор Федорович приехал вместе со своими воспитанниками, которых называет сыновьями.

Работа профсоюза в целом и материалы экспозиции получили от лицеистов высшую оценку.

– Я вступил в профсоюз, когда демобилизовался из армии и очень ценю нашу организацию, – говорит Федор Слипченко. – Руководитель профкома нашего лицея – частый гость в моем кабинете, без нее многие проблемы решить невозможно. Я обращаюсь ко всем россиянам, особенно к педагогам: давайте ценить нашу организацию. Главная ее задача – забота о человеке, учителе. Профсоюз оказывает помощь в реализации его профессиональных и чисто человеческих, нравственных возможностей. Наш профсоюз – на уровне!»

Редакция «МП» благодарит пресс-центр Российского образовательного форума за предоставленные материалы

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте